Анатолий Филиппенков: «Мы научились использовать политический ресурс»

В чем задача предпринимательских объединений? Каковы их перспективы? Чем поможет им власть и чем можно помочь власти? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области.

Анатолий Анатольевич, Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области действует уже более десяти лет. Какова реальная польза Союза для каждого отдельного предпринимателя?

Во время острой фазы кризиса весь мир поддерживал, прежде всего, малые предприятия, особенно успешные, которые способны обеспечить занятость для высвобождающихся кадров больших предприятий. А у нас в России помогали прежде сего банкам и крупным предприятиям. Комуто кризис, а кому-то бонус. Эта господдержка стала подушкой безопасности для миллиардеров, число которых за время кризиса выросло. А пострадали малые производственные и инновационные предприятия. Так вот, не будь у нас предпринимательских объединений, дело обстояло бы еще хуже. Чтобы защитить свои права, надо объединяться, каждого предпринимателя в отдельности власть не услышит, и поэтому мы стараемся, объединившись и собрав все лучшие идеи, подходить к вопросу системно. Наш Союз специализируется на инновациях, среди его членов – четыре доктора технических наук, пять профессоров. Мы заключили соглашение с Фондом Бортника, по которому в Свердловскую область ежегодно перечисляется около 70 млн рублей. Это чистые деньги, не кредитные, идущие на разработку новых технологий в области ресурсосбережения. Этим мы гордимся, потому что это выгодно отличает наш Союз от других. Наш Союз заключил соглашение с правительством Свердловской области и с Единой Россией, в котором прописаны права и интересы предпринимателей. Совместно с Союзом промышленников и предпринимателей мы разработали, например, областной закон по инновационной деятельности, который недавно принят Свердловской областной думой. Мы разработали четкие критерии, чтобы все участники инновационных процессов понимали, что такое инновационный проект, каковы его отличительный признаки. Под инновационный проект получить кредит гораздо сложнее, чем под вагон пива. И мы очень надеемся, что новый закон поможет нам вывести ин- новационную деятельность на новый уровень. Могу сказать, что законы, выросшие в среде предпринимателей, работают эффективнее, потому что в них уже учтены все подводные камни, им не нужны дополнительные подза- конные акты.

Какую еще деятельность Союза вы считаете необходимой?

Сегодня создается очень много организаций, в название которых входит слово «технопарк». Число их не учтено, многие из них выпускают тех- нологически отсталую продукцию, но при этом требуют государственных дотаций. Мы хотим провести общественную аккредитацию технопарков, для чего предложили создать комиссию под руководством Александра Петрова, заместителя председателя правительства Свердловской области. Цель – выбрать технопарки, соответствующие международным и российским критериям, и предложить государству их поддерживать, не распыляя средства по другим технопаркам. К их числу относится парк в Нижнем Тагиле, который предлагает дпринимателям самые выгодные условия для работы на базе завода Уралхимпласт. Мы хотим также провести общественную аккредитацию бизнес-инкубаторов, на которые в свою очередь выделены серьезные средства, но результатов пока что нет. Нет пока золотых яиц, из которых смогут вылупиться новые инновационные фирмы. Законы так устроены, что кредит легче получить тем, кто занимается торговлей. Поэтому у нас 70% предпринимателей и работает в сфере торговли и услуг. Я уважаю этот бизнес, в нем тоже много места для применения инновационных технологий, но в России необходимо в первую очередь развивать производство, внедрять современные технологии. К этому же нас призывает губернатор Александр Мишарин. Сегодня доля малых инновационных предприятий и инновационной продукции в экономике области составляет 4 5%, при этом в «Стратегии–2020» предусмотрено увеличить ее до 25%. Поэтому дальнейшая работа по развитию инновационной деятельности – одно из перспективных направлений работы Союза.

Каковы политические приоритеты регионального Союза МСБ?

Раньше предприниматели не верили в политику, занимаясь только наби- ванием собственных карманов. Сейчас они понимают – закон может быть на стороне бизнесменов, но для этого самим бизнесменам надо принимать уча- стие в политических движениях, в выборах, самим формировать новую по- литическую реальность. К сожалению, многие политики рвут на груди тель- няшку, а потом забывают о своих обещаниях, поэтому предпринимателям стоит поразмыслить, кого поддерживать. Мы, Союз малого и среднего биз- неса Свердловской области, прагматично выбрали Единую Россию, и работа- трудничеству с Единой Россией резем с ней конструктивно. Благодаря соко увеличилось финансирование малого бизнеса, нам удалось снизить многие налоги. То есть, мы научились использовать политический ресурс для того, чтобы помогать развитию предпринимательства в нашей области. 85% глав муниципальных образований – это члены Единой России, и мы используем этот ресурс для защиты прав предпринимателей, особенно в малых и мо- ногородах.

О каких правах идет речь?

По федеральному закону №209 все контрольно-ревизионные органы и в регионах, и в муниципальных образованиях должны обязательно органи- зовать общественные советы. По законодательству они не имеют права выпускать подзаконные акты, касающиеся малого и среднего бизнеса – без предварительного их обсуждения на общественных советах. Однако во многих муниципальных образованиях закон №209 нарушается и никакие общественные советы не создаются. Например, в Первоуральске общественный совет при главе города был создан буквально за одну ночь перед приездом Виктора Миненко, главного федерального инспектора по Свердловской области. Общественные советы помогают снижать давление властей на предпринимателей. Предпринимателям очень хорошо помогает совет по защите прав предпринимателей при областной прокуратуре под руководством Филиппенко Сергея Владимировича. Благодаря этой общественной структуре почти на 40% сокращено количество сверхплановых проверок со стороны контрольно-ревизионных органов. Многие главы городов получили предписание прокуратуры организовать общественные советы. Областные, городские и районные прокуроры ведут проверки исполнения органами местного самоуправления практически всех федераль- ных законов, регулирующих развитие малого и среднего бизнеса. В ре- зультате выявлено свыше 250 нарушений, допущенных органами муниципальной власти. 62 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Федеральный закон №294 гарантировал права предпринимателей при проведении проверок. Однако общественные исследования показали, что сотрудники контрольно-надзорных органов сами в каждой второй проверке нарушали закон. Например, контролеры требова- ли предоставить документы или образцы продукции, не относящиеся к предмету проверки, превышали срок проверки, и даже требовали от пред- принимателей выделить средства для покрытия затрат при проведении проверки. Наш Союз подготовил предложения по реализации закона №294, в числе которых: проведение аттестации должностных лиц на знание закона (в Управлении Роспотребнадзора аттестацию впоследствии прошли более 500 человек) и разработка административных регламентов проведения проверок. Наша работа позволила уменьшить число государственных проверок на потребительском рынке области в 2009 г. до 33000, что на 15% меньше, чем в 2008 г. В 2010 г тенденция снижения числа проверок сохранилась.

Какова роль губернатора в развитии малого бизнеса в области?

Мне очень нравится та серьезность, с которой он произнес фразу: «Хватит кошмарить малый бизнес». Он настроен сдерживать избыточное давление административных органов, которое тормозит развития предпринимательства. Когда Александр Сергеевич только появился в области и его кандидатуру утверждали в областной думе, он пообещал депутату Владимиру Конькову встретиться с малыми и средними предпринимателями области. И четко выполнил свое обещание: впервые за четыре года предприниматели могли вживую пообщаться с губернатором. На этой встрече были подняты острые вопросы, например о том, что поддержка инновационного малого бизнеса на деле превращается в фикцию. Он воспринял критику конструктивно, очень трезво. В этом году, например, финансирование малого бизнеса в сравнении с 2006 годом увеличилось раз в пятьдесят. Не на 50%, а в пятьдесят раз. Он регулярно проводит совещания по малому бизнесу и ставит задачи по его развитию Правительству области, партии Единая Россия, предпринимателям. Я полагаю, это кое-что говорит о губернаторе. Так что теперь дело за малым бизнесом – надо ответить и предложить интересные, нужные области проекты.

Насколько хорошо исполняются в регионе законы, касающиеся малого бизнеса?

У нас большую озабоченность вызывает исполнение федеральных законов №293 и особенно №159 о льготной приватизации помещений, при- надлежащих муниципальным образованиям. Из тысяч объектов, которые малый бизнес мог бы приватизировать по 159 закону, за два года приобретено всего около 200 нежилых помещений. Главы муниципалитетов бойкотируют закон и не хотят продавать муниципальную собственность малым предприятиям, хотя выполнение закона может принести в целом по области почти около 4 миллиардов рублей. Есть и другие сложности. В 2009- 2010 годах было принято около 10 нормативных правовых актов, затрагивающих интересы малого и среднего бизнеса (законы и постановления Правительства Свердловской области). В нарушение действующего законодательства предприниматели предварительно об этих проектах не информировались и не привлекались министерствами к подготовке экспертных заключений. Например, 11 октября 2010 г была принята областная программа государственной поддержки мало-

го и среднего предпринимательства в Свердловской области на 2011-2015 годы. Ее проект не представлялся на координационный совет при Прави- тельстве области и большинству объединений предпринимателей. Нам приходится сталкиваться и с новыми барьерами: 23 июля 2010 года принят федеральный закон №171, реформирующий порядок применения наказания в виде административного приостановления деятельности. Теперь приостанавливать работу предприятия на срок до 90 дней смогут не только суды, но и другие органы. Вернулись на 5 лет назад! Увеличились транспортный налог, земельный налог…

Существует и незаконная предпринимательская деятельность…

К сожалению, из-за кризиса, изза нехватки оборотных средств, изза избыточного административного давления более 20% малых предприятий области работает «в тени». Многие работники больших предприятий подрабатывают кто извозом, кто ремонтом автомобилей, кто переводчиком… Все это незаконная предпринимательская деятельность, и мало кто задумывается, что она карается вплоть до уголовного преследования. Например, многие малые предприятия, занятые сбором и переработкой металлолома, работают без лицензий. А ведь сегодня патент на предприни- мательскую деятельность получить не так уж и сложно, есть облегченная форма. Девяностые годы кончились вместе с диким капитализмом, пора переходить к цивилизованным формам ведения бизнеса. Поэтому наш Союз вместе с Минпромышнауки области помогает получать лицензии тем предпринимателям, которые готовы работать «по белому», предоставлять услуги на законных основаниях, платить налоги.

Как в целом предприниматели относятся к власти?

Практика показывает, что занятые в малом бизнесе люди, вне зависимости, наемные работники это или работодатели, не участвуют ни в забастовках, ни в революциях. Они заняты делом, для них главное – стабильность общества. Им очень важно в этой связи доверие, например, к милиции. Однако опросы говорят, что сегодня 65% предпринимателей милиции не доверяют и даже боятся ее. А как можно победить криминал (бизнес «в тени» часто связан с криминалом) и коррупцию, если общество так не доверяет милиции? Чтобы попытаться исправить такое положение дел, мы, впервые в России, два года назад подписали соглашение с областным ГУВД и создали при нем ко- ординационный совет. Эта практика теперь закреплена в девятой статье закона о полиции. Задача таких советов – контроль деятельности милиции. Среди предпринимателей немало тех, кто нарушает закон, но в то же время и «человек с наганом» далеко не всегда безупречен в отношении закона, превышая свои полномочия. Так что наша задача сейчас состоит в том, чтобы, во-первых, поднять доверие к милиции, а во-вторых, по возможности выявлять и тем самым снижать количество неправомерных действий, например, незаконных «заказных» проверок, со стороны милиции в отношении предпринимателей. Естественно, мы поддерживаем милицию, когда она пресекает незаконную предпринимательскую деятельность, в частности с помощью Союза проведен рейд против предпринимателей, покупающих и продающих краденые мобильные телефоны. Поднимать престиж милиции в глазах общественности можно различными способами. У нас, скажем, возникла идея создать памятник милиционерам, погибшим на защите правопорядка. Мы планируем создать специальный фонд, подго-товить проект и готовы принимать деньги от граждан и бизнесменов на постройку памятника. Считаю, что сотрудничество предпринимателей и милиции будет полезно всем, поскольку мы все заинтересованы в том, чтобы законы соблюдались.

Категория: Актуальное интервью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *