Александр Мишарин: «Мы должны использовать потенциал малого бизнеса для модернизации экономики»

Губернатор Свердловской области Александр Мишарин известен в предпринимательской среде не только в качестве первого лица области, но также как человек, внимательно относящийся к малому бизнесу, знающий его проблемы, понимающий, что делать, чтобы малый и средний бизнес занял свое место в экономике области.

Александр Сергеевич, что такое малый бизнес для Свердловской области?

Важнейшие вопросы развития экономики Свердловской области — поддержка малого и среднего бизнеса, рост предпринимательской инициативы, изменение структуры малого бизнеса, ликвидацию ведомственных, бюрократических барьеров на пути предпринимательства. В этом году Правительство Российской Федерации включило развитие малого и среднего предпринимательства в «Основные направления деятельности на период до 2012 года» и ставит перед нами задачу значительного увеличения роли малого бизнеса в экономической жизни государства и регионов. Основные стратегические ориентиры – увеличение в 1,5 раза числа малых компаний, преимущественно за счет неторгового сектора, на который должно приходиться до 40% оборота; увеличение в 6 раз числа малых инновационных компаний; снижение расходов бизнеса на преодоление административных барьеров.

В каком направлении должен развиваться малый бизнес?

Более 75% оборота малых предприятий Свердловской области – это торговля и предприятия сферы услуг. Это ненормально. Надо увеличить долю промышленных и инновационных предприятий. На долю инновационных предприятий приходится чуть более 2 процентов. Свердловский областной венчурный фонд, созданный с целью поддержки инновационных проектов, на сегодняшний день поддержал только 2 проекта; среди общего количества получателей льготных инвестиционных кредитов в прошлом году – только 6 предприятий, которые можно отнести к инновационным. Это нас совершенно не устраивает. Задачи модернизации экономики Свердловской области требуют коренного изменения структуры распределения малых предприятий. Мы должны использовать потенциал малого бизнеса для модернизации экономики. Модернизация сама по себе не самоцель, она средство повышения человеческого капитала, залог улучшения жизни людей: рабочих, врачей, инженеров, педагогов, ветеранов, студентов – всех россиян, всех уральцев вместе и каждого в отдельности. Во всем мире малый бизнес традиционно считается наиболее инновационно восприимчивым. Он быстрее, чем крупные предприятия, осваивает новые технологии и внедряет их в производство. Поэтому ключевая задача, которая стоит перед нами, — это придание развитию малого бизнеса инновационно-направленного характера. Особую роль здесь может сыграть создание малых предприятий при вузах, к чему нас призвал Президент России. Такие предприятия должны стать своего рода «мостом» между теоретической наукой и производством. Необходимо продолжать развитие инфраструктуры для развития малого бизнеса. На сегодня только в 37-ми муниципальных образованиях созданы фонды поддержки предпринимательства. Нужно расширять эту систему. Но главное, как уже сказано, требуется придать ей нужный вектор работы: обеспечить развитие именно производственного, причем инновационного, предпринимательства.

Резиденты технопарков являются малыми инновационными предприятиями и поддержка этих компаний осуществляется в рамках деятельности созданного в 2010 году «Инновационного центра Свердловской области», который до конца года предоставит 72 гранта на создание новых инновационных предприятий, а общая сумма целевой помощи инновационному бизнесу составит более 140 миллионов рублей

За прошлый год обучение прошли 6440 будущих предпринимателей, 424 жителя Свердловской области получили гранты на создание своего бизнеса, более 26 тысяч человек в муниципальных образованиях получили необходимые консультации по вопросам создания и развития предприятий

Вы держите руку на пульсе ситуации, в чем основные проблемы малого и среднего предпринимательства?

На сайт Губернатора Свердловской области приходит очень много обращений и жалоб от предпринимателей – это вообще одна из наиболее активных категорий пользователей сайта. Подавляющее большинство обращений – жалобы  на волокиту и задержки с оформлением учредительских документов, невозможность получить банковский кредит под приемлемые проценты, надуманные трудности при выделении землеотводов, особенно по городу Екатеринбургу, трудности выстраивания взаимоотношений с главами муниципалитетов. Анализируя почту, могу заметить, что меньше стало обращений по поводу необоснованных и внеплановых проверок малого и среднего бизнеса. Наверное, здесь сыграло свою роль, то, что на сайте Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, на сайте прокуратуры Свердловской области в свободном доступе выложен сводный план всех проверок на 2010 год (по Свердловской области – более 11 тысяч проверок), этой информацией может воспользоваться каждый предприниматель, она перестала быть закрытой. А вот то, что касается банковских кредитов – здесь, по мнению предпринимателей, полный произвол. Банки не хотят рисковать, требуют в залог личные машины, квартиры, офисы. Предприниматели пишут мне: «Легче и дешевле взять деньги в «теневой структуре», чем иметь дела с нашими банками».

Можно ли с этим что-то сделать?

Считаю, что необходимо разработать эффективные механизмы содействия малым и средним инновационным предприятиям, в том числе и вновь создаваемым, включающие отбор проектов, их структурирование, обучение проектных команд, консультирование, привлечение финансирования и создание условий для реализации этих проектов на территории Свердловской области. Хочу отметить, что создание условий – процесс многогранный. За последние два года в малый бизнес пришло много новых людей. Кому-то мы помогли программой «Начни свое дело», кто-то пришел в бизнес самостоятельно. В отличие от «акул» предпринимательской деятельности, которые уже поработали в этой среде лет пять-шесть, новички имеют невысокий уровень экономической и правоохранительной грамотности. Разговор о том, что государство «кошмарит» бизнес, с моей точки зрения, часто идет еще и из-за того, что люди не понимают, где кончаются функции государства, а где начинается личное самоуправство и самодурство. С предпринимателями, особенно в уральской «глубинке», нужна постоянная связь, с ними нужно вести разъяснительную работу. Если мы хотим сформировать в Свердловской области крепкую прослойку предпринимателей – нужно очень много работать в этом направлении.

Как вы считаете, что можно сделать для увеличения инвестиций в малый бизнес?

Уверен, что любые инвестиционные проекты будут реализовываться в Свердловской области, только если мы обеспечим их инициаторам доступ ко всем необходимым ресурсам: неиспользуемым на данный момент производственным площадкам, офисным помещениям, финансовым ресурсам на выгодных условиях, земельным ресурсам, причем это должна быть не голая земля, а участок с необходимой инженерной и коммунальной инфраструктурой. Мы делаем все, чтобы ни один проект, ни одна идея, ни одна инициатива малого и среднего бизнеса из Свердловской области или из других субъектов Федерации, которые хотят разместить свой бизнес у нас, не осталась нереализованной, и определить задачи органам исполнительной власти и местного само- управления. Это один из ключевых вопросов в плане создания «умной экономики», перехода на инновационную модель развития, модернизации промышленной сферы региона.

Как в Свердловской области обстоят дела с технопарками?

До 2010 года в Свердловской области действовала программа создания и развития технопарков, которая позволила даже в момент спада экономики поддержать это направление, сохранить его на докризисном уровне. Сегодня в технопарках Свердловской области работают 3 886 человек (0,2% от трудоспособного населения области), при этом выработка на одного работника технопарка более чем в два раза превышает средний показатель по Свердловской области. В Свердловской области доля наукоемких производств составляет более 10%, что выше среднего уровня по России (7 про- центов), но значительно ниже уровня развитых стран, где доля наукоемких производств составляет более 50 процентов.

Какие проблемы в развитии технопарков вы видите?

Во-первых, отсутствует нормативная база, позволяющая четко отделить технопарки от обычных бизнес-центров, что затрудняет оказание мер целевой поддержки. Во-вторых, нет достаточного количества бизнес-инкубаторов, в которых создаются новые резиденты технопарков. Такие бизнес-инкубаторы должны создаваться как в высших учебных заведениях, так и непосредственно на территориях технопарков. В-третьих, создание технопарка «Университетский», который должен стать катализатором инноваций и центром развития технопарков Свердловской области, идет неудовлетворительными темпами. В четвертых, сами технопарки оказывают недостаточный уровень поддержки резидентам. В большинстве случаев администрации технопарков выступают только в роли арендодателей, не помогая в кооперации резидентов, транс- ферте технологий и продвижении продукции. Для кардинального изменения этой ситуации необходима единая методическая и образовательная база, позволяющая повысить качество управления технопарками. В-пятых, для развития инноваций необходимо включение региона в кооперацию на уровне Российской Федерации и формирование проектов мирового уровня. Поэтому создание в Свердловской области филиала инновационного центра «Сколково» является для нас чрезвычайно важным. Хочу отметить, что нам необходимо предусмотреть такие условия, при которых предприятия будут рассматривать свое участие в создании технопарков как эффективный инструмент развития бизнеса. И, конечно, на рост технопарков в регионе прямо влияют те преимущества, та комплексная поддержка, которая оказывается потенциальным резидентам на уровне региональной и муниципальной власти.

У вас, как губернатора, есть мотив, которым вы руководствуетесь в оценке текущей ситуации в области и в прогнозах на будущее?

«Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы… Это вопрос выживания нашей стра- ны в современном мире». Этим тезисом Президента, я считаю, должен руководствоваться в своей повседневной деятельности каждый руководитель в Свердловской области, в какой бы сфере он ни трудился. Именно модернизация и технологическое обновление должны стать ключевым фактором развития национальной экономики в ближайшие годы. Нашим ориентиром должна стать инновационная экономика. Только опираясь на новые технологии, мы сможем создать плацдарм для устойчивого развития Свердловской области.

На конец 2009 года зарегистрировано 156,8 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, это на 3,3 процента больше, чем в 2008 году. Количество индивидуальных предпринимателей по данным УФНС на апрель 2010 года – 119 321 человек (рост за год 3700 человек). Если смотреть в масштабах Уральского федерального округа, то 31,4 процента всех предпринимательских структур сосредоточено в Свердловской области. В малом и среднем бизнесе занято более 29 процентов трудоспособного населения Свердловской области. Доля малого и среднего бизнеса в общем обороте предприятий Свердловской области составляет 41 процент. Для сравнения, в 2008 году было 34%. У нас очень неплохие показатели в плане привлечения финансирования из федерального бюджета: – в 2009 году – более 331 миллиона рублей, в 2010 году планируем привлечь 879 миллионов рублей (для сравнения, в 2008 году – 155 миллионов рублей)

Категория: Актуальное интервью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *