ГОЛОС ЕДИНИЦЫ – ТОНЬШЕ ПИСКА

В середине ноября в Центре развития предпринимательства Екатеринбурга состоялся круглый стол, где обсуждались проблемы развития и правового обеспечения деятельности технопарков. Его участники сделали вывод о том, что для плодотворной работы над документами по жизнедеятельности технопарков необходима согласованная политика всех структур. «Уральский предприниматель» публикует материалы этого форума в кратком изложении.

По словам Валерия Мошкина, исп. директора НП «Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области», в конце 2009 года был разработан проект федерального закона о технопарках в РФ. Он был представлен на утверждение ГосДумы РФ дважды, но был отклонён. Основной причиной стала противостояние политических партий. Попытки разработки модельных законов о технопарках предпринимались межпарламентской комиссией стран СНГ, которая, разрабатывая модель закона, рекомендует национальным  парламентам на базе этой модели разрабатывать соответствующие законы. Например, этой комиссией был разработана модель закона о развитии инновационной деятельности. У этой комиссии также были планы разработки закона о развитии промышленных парков, однако на сегодня цельной разработки пока нет. В России есть закон о технопарках, разработанный в Воронежской области. Подобные законы уже разработаны в Тюменской и Кемеровской областях. На ноябрь 2010 года уже несколько регионов имеют свои законы о развитии технопарков. Примерно в пятидесяти регионах есть законы об инновационной деятельности, в которые существуют отдельные статьи, посвященные деятельности технопарков. В Свердловской области Союз малого и среднего бизнеса подготовил положения об аккредитации научно-технологических и промышленных парков, разработаны критерии отдельно для технопарков и промышленных парков. Все эти документы направлены в правительство области и в аппарат полпреда Президента РФ в УрФО.  По предложению регионального Союза МСБ необходимо провести анализ деятельности и состояния тех структур, которые называют себя технопарками и промпарками, организовать добровольную аккредитацию технопарков, разработать проект областного закона о научно-технологических и промышленных  парках и областную целевую программу развития технопарков на 2011-2015 годы.

Михаил Матафонов, председатель комитета промышленной политики и развития предпринимательства администрации г. Екатеринбурга, ведущий круглого стола, отметил, что сегодня нормативно-правовая база, которая регламентирует работу технопарков, практически отсутствует. Только в одном федеральном законе упоминается слово «технопарк» (ФЗ №209). Ни в каких других федеральных законах это слово не употребляется, и соответственно можно сказать, что не существует самого термина, поэтому под технопарком можно понимать все, что угодно. Сегодня, по словам Михаила Матафонова, мы находимся в ситуации, когда сначала появляются и развиваются технопарки, а потом под них пишутся законы. Как только понятие «технопарк» будет определено в нормативно-правовом толковании, появится и ассоциация технопарков.

Трудность определения понятия «технопарк» вообще зависит от многих причин. Можно привести десяток определений слова, и каждый раз оно будет разным. Например, ассоциация технопарков Англии приводит толкование, отличающееся от того, которое даёт ассоциация технопарков Северной Америки или международная ассоциация технопарков.

Тем не менее, существует приказ министерства экономики РФ, в котором есть определения для технопарков и промышленных парков. Это не закон, однако определение дано для всей страны, и под это определение будут выделяться деньги. Поэтому пока, до появления закона о технопарках и промпарках необходимо пользоваться определением министерства экономики РФ. Этот акт, правда, заявляет высокие требования. Промышленный парк, например, должен иметь не менее 100 тыс кв м производственной площади, а технопарк – 5 тысяч кв м. Специалисты предлагали в проекте закона о технопарках Свердловской области ограничиться меньшей нормой – 2 тыс кв м для технопарка. В дальнейшей дискуссии было высказано мнение, что есть технопарки, которые не имеют площадей, но обладают мощным интеллектуальным потенциалом, и принцип возникновения таких технопарков основан не на огромных площадях, а на идее, которая может приносить, в том числе, и доход.

По поводу разработки положения о технопарках и их аккредитации в одной из реплик отмечалось, что вариантов собственно положения разработано уже немало, например, еще в 2006 году разработан очень емкий вариант положения о технопарках. Было высказано предложение сделать этот вариант основой, чтобы на ней создать положение, отвечающее современным требованиям. Также отмечено, что проблемы технопарков, поднятые на круглом столе, необходимо обсуждать на всех уровнях, включая депутатский корпус.

Проблематика технопарков по-разному воспринимается в разных сообществах. Этот очевидный факт может привести к одному выводу – для плодотворной работы над документами, касающимися жизнедеятельности технопарков необходима согласованная политика. Нужен единый центр для выработки выверенных решений, для взаимодействия с правительством области, муниципальными образованиями и собственно технопарками. Это может быть вновь создаваемая структура или уже существующая. Услышанным в обществе может быть только голос корпорации, но не отдельных небольших организаций.

Категория: Инновационный парус

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *