Борис Соколов: Сегодня мы работаем так, чтобы бизнесмены видели свой интерес

Вклад  человека в развитие того или иного дела можно оценить двумя способами — послушав, что он говорит, и увидев, что он сделал. Редакция журнала «Уральский предприниматель» надеется, что нашему корреспонденту удалось передать и то, и другое в  интервью, которое вы сейчас прочтете.

Борис Яковлевич, как Вы оцените важность работы Торгово-промышленной палаты для развития предпринимательства?

Традиции делового общения, традиции человеческих взаимоотношений порой создают лучшую атмосферу общения, чем какие-либо нормативные акты. Точно так же прямое человеческое общение никогда не заменить общением виртуальным. Поэтому мы пытаемся донести до бизнес-сообщества и структур власти, что есть такая система, сейчас модно говорить  – инфраструктура, имеющая мощные методики и серьезную материальную базу, которая способна эффективно модерировать диалог между властью и бизнесом.  Мнение ТПП в пределах её компетенции воспринимается как наиболее объективное.

На Западе серьезные компании знают, что такое торгово-промышленная палата, и  требуют, чтобы российские участники совместных проектов были членами торгово-промышленной палаты, потому что это служит гарантией прозрачности бизнеса.

Что такое ТПП г. Нижний Тагил сегодня?

Палата – это ее члены, без которых не может быть палаты. А мы, аппарат палаты  – исполнители. Наша задача  - делать все, чтобы создать нормальные условия для ведения бизнеса, чтобы вести диалог с властью от имени бизнеса, представлять бизнес в каких-то иных моментах.

Сейчас в наших планах — скорая правовая помощь для предпринимателей. Нам удалось убедить муниципалитет в том, что лучше нас никто этого не сделает, и теперь они готовы выделять для этого средства.

Есть намерение областного департамента по развитию предпринимательства поручить нам проведение мониторинга состояния малого и среднего бизнеса. Такое же намерение есть и у муниципалитета Нижнего Тагила. У нас эффективно работает  центр делового образования. Это тоже палата.

Мы занимаемся оформлением и защитой прав на интеллектуальную собственность, обучаем специалистов для работы на электронных торгах для государственных и муниципальных структур и для поставщиков и заказчиков товаров и услуг. Специалисты ТПП г. Нижний Тагил имеют соответствующие сертификаты.

Мы проводим  большое количество экспертиз, начиная от экспертизы происхождения товара, товаров двойного назначения, особенно для экспорта и импорта, и заканчивая потребительскими экспертизами. Скажем, если человек купил холодильник и считает, что товар бракованный, он может обратиться за экспертизой к нам. Наши экспертные заключения принимаются судами как независимые.

Мы ведем активную выставочно-ярмарочную деятельность, цель которой – продвижение товаров и услуг местных производителей, ознакомление потребителей с наиболее качественными товарами и услугами. Зона нашего интереса  широка. Это факт. Палата обеспечивает работу делегаций предпринимателей и в дальнем, и в ближнем зарубежье. Мы организовываем и индивидуальные бизнес-туры для топ-менеджеров предприятий с подбором конкретного партнера и организацией переговоров в стране, интересной нашим бизнесменам. У Российской палаты есть представительство в каждой стране мира. Нам достаточно с ними связаться,  и для любого нашего предпринимателя будет подготовлено все необходимое для проведения встречи с возможным партнером. Самостоятельно найти партнера тоже можно, но поиск потребует слишком больших затрат средств и времени, при том, что никто не гарантирует надежности партнера.

Палата активно работает в России. В марте мы проводим деловые встречи в Салехарде. Там кроме газа, газового конденсата, нефти, рыбы и оленины ничего нет, а у нас есть все,  и мы готовы продвигать там наши товары. Естественно, есть интерес  и у наших предпринимателей  к той продукции, что производится в Салехарде,  – та же оленина и рыба из первых рук, без посреднической наценки, придет в наш регион.

Давайте поговорим об истории …

Если говорить о нижнетагильской палате, то она возникла не на пустом месте.  Изначально это было бюро товарных экспертиз.  Потом инициативная группа решила создать палату, но, к сожалению, не было в то время ни диалога с властью, ни интереса у бизнес-сообщества. Ведь бизнесмен тогда идет на объединение, когда видит прямую материальную выгоду или угрозу существованию бизнеса. Сегодня мы работаем так, чтобы бизнесмены видели свой интерес.

Когда 26 марта 2006 года на собрании членов  нашей палаты Владимир Петрович Страшко, вице-президент  ТПП РФ, и глава города предложили мою кандидатуру, в списке членов значилось тридцать семь предприятий. На сегодня  в составе палаты около  трехсот компаний. Это и Уралвагонзавод, и НТМК, и Уралхимпласт, строительные тресты — практически весь крупный бизнес города. В числе членов нашей палаты  образовательные учреждения, банки, малый и средний бизнес.

В 2008 году наша палата была признана  как одна из  интенсивно развивающихся в России. Сегодня в структуре ее аппарата– управление по экспертизе, сертификации и оценке, отдел по защите прав на интеллектуальную собственность, газета…  Все специалисты имеют необходимую квалификацию и аккредитацию. Один раз в три года все они проходят аттестацию и курсы повышения квалификации.

В ближайшем будущем в  палате будет работать специалист по оценке стоимости земель сельскохозяйственного назначения, сейчас он проходит аккредитацию. Это очень важно, потому что услуга оценки будет иметь спрос,   тем более, что в скором времени в России введут один налог на недвижимость, который будет рассчитываться исходя из рыночной стоимости объекта налогообложения.

Как Вы считаете, предпринимательские объединения необходимы?

Чтобы понять, нужны ли предпринимательские объединения, какими они должны быть, можно обратиться к зарубежному опыту. В Германии, например, есть объединения предпринимателей, но они отраслевые. А торгово-промышленная палата не может отдавать предпочтение, предположим, предприятиям легкой промышленности в ущерб остальным. Для работы в узком направлении есть отраслевые объединения, которые решают вопросы только своей отрасли. Такие объединения, наверное, нужны. А все остальное – дань моде. Союзы, созданные не по отраслевому признаку, не могут заменить ТПП, потому что нам государство делегировало часть своих функций. Все остальные исполняют эти обязанности либо по доброй воле, либо за хорошие деньги.

То есть, палата идеальна?

Я не совсем согласен с той организационной практикой, которая существует в системе палат. Кто поедет, скажем, из Салды в Екатеринбург за услугами ТПП? Никто. Надо организовывать палаты там, где на их услуги есть спрос. В Горнозаводском округе должна быть своя палата, как и  в любом другом. Уральская палата может быть методическим центром, где будут обучаться специалисты. Но, к сожалению, демократичная система палат статична, она не может измениться. И,  тем не менее, в составе членов нашей палаты есть предприятия из Екатеринбурга, Невьянска, Серова, Качканара – мы им интересны и ближе территориально. К нам обращаются главы муниципальных образований, просят провести ярмарки, дни малого бизнеса…

Палата предоставляет только платные услуги?

Мы не получаем средств  из бюджета, мы их зарабатываем — на членские взносы и газету не выпустить, не говоря уже о содержании штата. Но чем больше мы зарабатываем, тем большее число услуг оказываем бесплатно. К сожалению, нас не привлекли к участию в областной программе поддержки предпринимательства. Ни нас, ни Уральскую палату. Только-только получено согласие на участие палаты в реализации муниципальной программы.

Есть ли альтернатива ТПП?

В  Нижнем Тагиле я не вижу альтернативы. У нас есть несколько предпринимательских объединений. Но объединений, так представительно насыщенных членской базой, как ТПП, нет. Есть муниципальный фонд, но он представляет интересы муниципальной власти, а  мы прекрасно знаем, что конфликт интересов бизнеса и власти всегда был, есть и будет. Наша задача – сбалансировать эти интересы. У нашей палаты такие полномочия от бизнеса, что альтернативы им просто нет.

Ваш опыт работы в качестве президента ТПП г. Нижний Тагил признан многими, можете ли Вы сказать, что он дался вам легко? С какими проблемами  пришлось столкнуться?

Основных проблем две. Первая  – менталитет предпринимателей. Их столько раз обманывали, столько лет призывали развиваться, а реальных условий для развития не создали… Вторая – менталитет чиновников, людей власти. Руководителями муниципальных, региональных властных структур (законодательных, представительных, контрольно-надзорных) были люди, сформировавшиеся в советское время, когда не принято было спорить с властью. Сегодня в стране появилось новое  не по возрасту, а по менталитету, поколение предпринимателей, которое самодостаточно, которое хочет  и может на равных вести диалог с государством. Эти две проблемы – основные, и с ними приходится сталкиваться постоянно.

Вам удалось преодолеть и то и другое, каким образом?

Только напряженно работая, потому что на слово предприниматель уже давно не верит. Весь 2006 год мы трудились над тем, чтобы показать всем – в Нижнем Тагиле есть палата, она нужна бизнесу, нужна власти. Одна из задач того времени  – поднять авторитет бизнеса в глазах власти и общества. Мы проводили благотворительные акции, обратили внимание предпринимателей на тех пенсионеров, которые потеряли контакт с  предприятием. Им нужна была помощь,  и очень многие тагильские предприниматели откликнулись на призыв, за что им большое  спасибо.  Они поняли, что социальная ответственность бизнеса не только в том, чтобы зарплату заплатить работнику. Социальная напряженность есть и сейчас.  Бизнес должен понимать эту ситуацию и, вкладывая средства в благотворительность, снижать социальную напряженность, делая свое существование более безопасным.

В том же году палата вплотную занялась вопросом качества товаров и услуг, предлагавшихся в Нижнем Тагиле. Мы приняли специалистов, аккредитовали и стали принимать заявки на проведение экспертиз товаров промышленной и продовольственной групп. Заявки приходили в  большом количестве, и, буду говорить прямо, нам приходилось давать отрицательные отзывы даже о продукции предприятий-членов палаты. Возникали конфликты, но позиция была принципиальной – если ты член палаты, мы можем обучить твоих специалистов производить качественный товар, оказывать качественные услуги, посмотрим, как можно улучшить технологию, но положительное заключение дадим только тогда, когда продукция будет соответствовать нормам качества. Это был долгий и сложный процесс.

В 2007 году мы подписали соглашение с мэрией и стали обучать предпринимателей.  Сегодня в нашем учебном центре применяются авторские методики для обучения начинающих предпринимателей. А после того, как предприниматель прошел полный курс обучения, мы помогаем найти производственные площади, решаем вопрос кредитования его бизнеса.

Борьба против административных барьеров, начатая в 2008 году, идет  до сих пор…  У нас, кстати, будет меньше барьеров, если создать  четкий регламент для чиновников и если каждому предпринимателю он  будет доступен. А за бездействие чиновник ответит, за неправильное решение тоже.  Положено два дня на рассмотрение такой-то заявки? Должно выполняться.

Возьмите, например, вопрос недобросовестной конкуренции – в нем скрыто три проблемы – незаконный предприниматель сделает работу дешевле, он не заплатит налогов, он не обеспечит безопасности потребителя. Газовый котел, скажем, может установить любой грамотный человек, но есть ли у него сертификат, соблюдает ли он все нормы, дает ли он гарантию на установку? И если что случится, его не привлечь к ответственности, потому что у его клиента нет договора с ним. Сейчас мы вместе с прокуратурой  и УВД формируем рабочие группы и в этом году начнем выявлять теневиков.

Мы первыми начали проводить конкурсы качества. Первыми стали подписывать соглашения с образовательными учреждениями, чтобы использовать их специалистов и программы в обучении наших предпринимателей. Все наши соглашения – действующие. Например, соглашение с Карагандинской ТПП приносит деньги в бюджет Нижнего Тагила, потому что оно обеспечивает нашим предпринимателям сбыт продукции в Казахстане. По соглашению с городской  Думой мы проводим экспертизу всех нормативных актов, которые она принимает.

В чем вы видите перспективы развития палаты? Каковы основные направления ее развития на 2011 год?

У нас нет условий для работы, нам не хватает помещений. В свое время глава города выделил палате земельный участок в центре Нижнего Тагила, мы вложили 2  миллиона рублей в изыскания, сбор техусловий и проектирование, и будем строить современный бизнес-центр площадью без малого 4000 м2. В нем будут конференц-залы, бизнес-инкубатор, бизнес-школа для начинающих предпринимателей, информационный центр, там будет офис нотариуса, приемная губернатора и многое другое для того, чтобы предприниматель мог получить все необходимое, придя в одно здание. Такого бизнес-центра пока нет в УрФО.  Если мы хотим из моногорода сделать нормальный город, мы должны создать для этого условия, одно из которых –  бизнес-центр.

Следующая задача — активизация работы по международным проектам. У нас есть  что предложить другим странам, и этот потенциал должен быть использован. Например, в Нижнем Тагиле работает компания «СВ-Хроматография», владеющая технологией,   аналогов которой нет. С ее помощью можно из  любой органики извлечь чистый продукт.

Мы будем продолжать работу над совершенствованием нормативно-правовой базы. Нельзя возвращаться к тому, чтобы контрольно-надзорные органы имели право останавливать работу предприятия  без решения суда.

Вы много времени уделяете работе с начинающими предпринимателями – не могли бы вы дать  совет тем, кто только собирается начать свое дело?

Прежде всего – трезво оценить свои возможности и способности. Мы  знаем, что из десяти  субъектов, начавших бизнес, примерно шесть-семь прекращают существование. Но если человек взвесил все и решил открыть предприятие, ему надо оказать содействие, не советы раздавать, а помогать. В связи с этим хочу отметить вот что – один из критериев развития МСП, скажем, в области — количество субъектов малого и среднего бизнеса на ее территории. Это неверный подход. Гораздо эффективнее будет считать доходы бюджета от этих субъектов. И помогать надо не всем подряд, а только тем предприятиям, у которых есть перспектива, есть интересный проект. Мечта малого бизнеса – стать средним, средний бизнес  стремится стать крупным, давайте содействовать в  построении этой  цепочки.

Категория: Бизнес и власть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *