Налогообложение: что ждет предпринимателей в будущем?

В период 2011-2013 гг.  будет продолжена реализация целей,  предусмотренных Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. Этот документ одобрен кабинетом  министров  20 мая 2010 г.  В данной статье обозначены  уже принятые  последние изменения в налоговом законодательстве  и те изменения налоговых норм, которые еще только планируются.

Налоговое стимулирование инновационной деятельности

Роль налоговой системы в поддержке инновационной активности заключается в создании условий для спроса на инновационную продукцию, то есть для инвестиций в новые технологии. Речь идет об уточнении налогообложения сделок с интеллектуальной собственностью и некоторыми видами имущества, упрощении процедур администрирования налогов, в том числе при экспорте, изменении подходов к налоговому администрированию в целом. Для достижения поставленной цели предлагается следующее:

- корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Предлагается снижение на продолжительный период (до 2015 г., а для отдельных категорий — до 2020 г.) совокупного тарифа страховых взносов для отдельных категорий плательщиков до 14% в пределах страхуемого годового заработка. При этом уплату взносов по полной ставке за указанных плательщиков предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета;

- амортизационная политика. Подходы к ведению бухгалтерского и налогового учета будут скорректированы таким образом, чтобы обеспечить необходимое единообразие как в бухгалтерском, так и в налоговом учете по вопросам начисления амортизации. В среднесрочной перспективе предлагается пересмотреть подходы к Классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп.

- уточнение порядка учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;

- сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспортных операциях;

- создание благоприятных условий налогового администрирования. Работа по повышению эффективности налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов с тем, чтобы с одной стороны избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой — сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства;

- освобождение энергоэффективного оборудования  и оборудования, используемого для создания научно-технической продукции от обложения налогом на имущество организаций сроком на три года с момента ввода в эксплуатацию;

- передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам РФ;

- совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально значимых областях;

- освобождение от налогообложения доходов в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта. Предлагается освободить от налогообложения доходы в виде стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта, но в пределах 20% первоначальной стоимости такого имущества. Поскольку по имуществу, приобретенному (созданному) за счет средств целевого финансирования, в том числе грантов, амортизация для целей налогообложения не начисляется, предлагается использовать данные бухгалтерского учета о первоначальной и остаточной стоимости такого имущества;

- уточнение порядка принятия расходов в виде платежей по лицензионным (сублицензионным) договорам в целях налогообложения. В настоящее время существует неопределенность в части принятия для целей налогообложения прибыли расходов на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и баз данных по сублицензионным договорам, а также единовременных платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации. Предлагается уточнить соответствующие положения НК РФ таким образом, чтобы указанные расходы при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения принимались при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом суммы единовременного платежа по лицензионным (сублицензионным) договорам могли бы приниматься для целей налогообложения либо единовременно, либо равными долями в течение срока действия договора по выбору налогоплательщика, который должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения;

- разрешение переноса на будущее убытков при совершении операций в рамках договора простого товарищества;

- прочие направления поддержки инновационной активности. Планируется освобождение от налогообложения доходов от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованных рынках и находящихся в собственности лица не менее пяти лет. Введение данного освобождения предполагается распространить на ценные бумаги, приобретенные с 2011 г. Указанная мера позволит небольшим инновационным компаниям привлекать долгосрочные инвестиции на более выгодных условиях.

Налог на прибыль организаций

В части налога на прибыль организаций, помимо уже перечисленных выше изменений, направленных на поддержку инновационной активности, предполагается  следующее:

- сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без его последующего развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль. В этой связи уже с 2011 г. будет установлен особый порядок переноса убытков при реорганизации, предусматривающий ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций;

- решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными: они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, и вместе с тем  обременительны для добросовестных налогоплательщиков.

- В практике хозяйственной деятельности нередко встречаются случаи, когда одна организация предоставляет другой организации (не зависящей от нее) беспроцентные займы, векселя, кредиты и т.п. В связи с этим представляется необходимым установить порядок налогообложения экономической выгоды при совершении подобных операций;

- с 2011 г. будет усовершенствован механизм учета расходов организаций на освоение природных ресурсов.

- с 2011 г. должна быть введена в действие новая редакция положений НК РФ, направленных на уточнение порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. Также требуют уточнения критерии признания убытков обслуживающих производств (хозяйств), установленные НК РФ.

- в главе 25 НК РФ предусмотрено применение повышающих коэффициентов к норме амортизации, которые позволяют ускорить признание затрат на приобретение амортизируемых основных средств в расходах по налогу на прибыль организаций. В последнее время принято решение о возможности единовременного списания в расходы не более 10% (и не более 30% в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, корректировке состава амортизационных групп в целях сокращения срока полезного использования отдельных видов основных средств. В связи с этим представляется необходимым проведение анализа практики применения повышающих коэффициентов к норме амортизации с целью их дальнейшего использования.  В частности, речь идет о применении повышающих коэффициентов в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, а также являющихся предметом договора финансовой аренды.

- согласно ст. 286 НК РФ организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 3 млн руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. Эта норма не пересматривалась с момента принятия, то есть с 1 января 2002 года. Предлагается ее повышение с 3 до 10 млн. руб., что позволит снизить налоговую нагрузку, прежде всего, на субъекты малого предпринимательства за счет сохранения в их распоряжении денежных средств в результате переноса срока уплаты налога с ежемесячного на ежеквартальный.

20 октября 2010 года в Областной газете опубликованы изменения в Законе Свердловской области № 42-ОЗ, касающиеся снижения ставки налога на прибыль  с 18% до 13,5% для  отдельных вновь созданных  категорий  налогоплательщиков. Норма распространяется в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с 2011 года, на   созданные в 2010 году   или  зарегистрированные  на территории Свердловской области, начиная с 1 января 2011 года, производственные кооперативы и некоммерческие  организации, а также на хозяйственные товарищества, хозяйственные общества  или унитарные предприятия, размер  складочного капитала, уставного капитала или уставного фонда которых на момент создания составляет  не менее 10 миллионов  рублей. Изменения вступают в  силу с 1 января 2011 года.

Налог на добавленную стоимость

В рамках работы по улучшению инвестиционного климата в РФ основные усилия в ближайшее время планируется направить на урегулирование порядка возмещения НДС, с тем, чтобы контроль  правомерности возмещения не создавал излишних препятствий для добросовестных налогоплательщиков. Также  необходимо внести изменения в НК РФ по следующим направлениям:

- разрешить оформление счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов при предоставлении скидок;

- установить порядок восстановления сумм НДС по строительно-монтажным работам в определенных случаях;

- требует решения вопрос восстановления сумм НДС, ранее принятых к вычету, в случае выбытия товаров, в том числе основных средств, не связанного с операциями по реализации. При выбытии основных средств в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, несмотря на то, что такое выбытие формально не связано с операциями по реализации, не производится восстановление сумм НДС, ранее принятых к вычету по таким товарам;

- планируется внести изменения, предусматривающие порядок применения НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.

Увидел свет Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ. Одним из значительных  новшеств является  введение электронных счетов-фактур. Уже скоро можно будет выставлять своим контрагентам электронные счета-фактуры, о которых ранее сказано было много. Электронный счет-фактура будет так же правомерен, как и бумажный. Для его составления необходимы взаимное согласие сторон сделки, наличие совместимых технических средств и возможности для приема и обработки этих счетов-фактур.

Препятствием для использования электронных счетов-фактур является необходимость ожидания утверждения порядка их выставления и получения по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, а также разработки форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде. Порядок поручено утвердить Минфину, а форматы должна разработать налоговая служба (п. 9 ст. 169 НК РФ). После этого можно устанавливать необходимое программное обеспечение и обмениваться с контрагентами электронными счетами-фактурами.

В п. 6 ст. 169 НК РФ указывается, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается им самим (с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации ИП). Однако для электронного счета-фактуры устанавливается несколько иной порядок. Для него не требуется в обязательном порядке подпись главного бухгалтера, нужна только цифровая подпись руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Налог на недвижимость

После включения в НК РФ главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах РФ, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки. На основании анализа результатов работ по проведению кадастровой (массовой) оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости планируется подготовить проект изменений в НК РФ, в котором должны быть обозначены предельные сроки плавного перехода к новому налогу. Налог на недвижимость заменит налоги на имущество физических лиц и земельный налог. Кроме того, организации, уплачивающие налог на недвижимость, смогут исчислять налог на имущество организаций исключительно на движимое имущество.

Ни ставки, ни порядок расчета налоговой базы пока не известны. Однако Минэкономразвития РФ в своем Приказе от 20.07.2007 N 255 утвердило Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО N 2), в котором введено понятие кадастровой стоимости объекта недвижимости, раскрываются цель оценки и предполагаемое использование результата оценки. Налог на недвижимость будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости объекта. При ее расчете методами массовой оценки определяется рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Сама кадастровая оценка должна проводиться в соответствии с Методическими рекомендациями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого фонда для целей налогообложения и Методическими рекомендациями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения, утв. Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 358.

Налоговое администрирование

В современных условиях должны быть повышены степень ответственности бизнеса при выполнении обязанности по уплате налогов и требования по пресечению уклонения от уплаты налогов. Для реализации этих задач предлагаются следующие меры:

- совершенствование налогового контроля над использованием трансфертных цен в целях налогообложения. Такой контроль предполагается осуществлять преимущественно в отношении налогоплательщиков, признаваемых крупнейшими, а также крупных операций;

- введение в законодательство о налогах и сборах института консолидированных групп налогоплательщиков и особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп. Важное направление налоговой реформы связано с созданием и введением в Российской Федерации института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций.

Консолидированной группой налогоплательщиков предусматривается признавать добровольное объединение налогоплательщиков на основе договора в целях консолидации обязанностей по уплате налога на прибыль организаций. При этом в состав группы включаются компании, прямо или косвенно принадлежащие материнской компании на основании критерия в виде минимальной доли участия. Организации-участники одной консолидированной группы налогоплательщиков не могут входить в другие консолидированные группы налогоплательщиков.

В консолидированную группу налогоплательщиков не могут одновременно входить организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, страховые и кредитные организации, а также негосударственные пенсионные фонды и организации, не являющиеся кредитными, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами или профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Консолидированная группа налогоплательщиков составляет единую налоговую декларацию, отражающую сведения о консолидированной расчетной базе, определенной в целом по группе, а также о налоговой базе каждого участника группы. Консолидированная расчетная база при этом определяется путем суммирования по установленным правилам налоговой базы по налогу на прибыль всех организаций-участников консолидированной группы налогоплательщиков. В частности, при определении консолидированной расчетной базы по налогу на прибыль организаций для участников консолидированной группы в этот показатель не включаются доходы и расходы по операциям между организациями-участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Также не учитываются прибыли и убытки от операций между организациями-участниками консолидированной группы налогоплательщиков;

- совершенствование порядка учета налогоплательщиков. Предусматривается внести в НК РФ изменения, направленные на упрощение порядка учета в налоговых органах организаций. Например, предлагается обеспечить постановку на учет (снятие с учета) в налоговых органах филиалов и представительств в порядке, аналогичном порядку, применяемому в отношении юридических лиц. Кроме того, представляется целесообразным определить в гражданском законодательстве РФ и в НК РФ порядок изменения местонахождения указанных обособленных подразделений юридических лиц.

Кроме того, в период 2011-2013 гг. предусматриваются меры, в том числе направленные на дальнейшее совершенствование налогового администрирования и налогового контроля:

- упорядочение осуществляемого налоговыми органами контроля исполнения обязанностей кредитных организаций, иных платежных агентов по перечислению налогов и сборов в бюджетную систему РФ;

- улучшение качества и обеспечение действенности налогового контроля, в том числе в отношении крупного бизнеса, российских и иностранных организаций-участников транснациональных образований и иностранных граждан, осуществляющих деятельность в РФ;

- урегулирование в НК РФ порядка уплаты налогов и сборов с использованием электронных платежных средств;

- расширение электронного документооборота в налоговой сфере, упорядочение взаимодействия между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков;

- совершенствование положений НК РФ о зачете, возврате сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов и сборов, а также об уточнении налоговых платежей;

- совершенствование порядка досудебного урегулирования споров между налоговыми органами и другими участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

- совершенствование информационной и разъяснительной работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами;

- расширение и повышение результативности взаимодействия российских налоговых органов с налоговыми органами иностранных государств, для целей налогового контроля.

Ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избежании двойного налогообложения.

Одной из важнейших мер в области налоговой политики станет внесение изменений в НК РФ для  противодействия использованию международных налоговых соглашений в неблаговидных целях и создания налоговых стимулов для перехода организаций из оффшорных зон в юрисдикцию РФ. В частности, предполагается, что льготы и преференции, предусмотренные действующими международными договорами, участником которых является Российская Федерация, не будут применяться в тех случаях, когда конечными бенефициарами таких льгот и преференций не являются резиденты стран-участников таких договоров. Во многом такая норма предназначена для того, чтобы создать правовую основу для действий Минфина как компетентного органа по применению международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Категория: Финансы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *