Михаил Максимов: Я призываю всех заняться содержательной работой

Михаил Игоревич, повышение страховых взносов – острая тема для предпринимателей. Будут ли приняты какие-то решения для того, чтобы «подсластить пилюлю»?

То, что увеличение страховых взносов повлечет серьезную встряску, станет для малого бизнеса проблемой, было понятно всем, кто это увеличение готовил, но было принято политическое решение, были взвешены все за и против. Подчеркиваю, все за и против. Могу абсолютно точно сказать — мы будем стремиться к тому, чтобы не вместе с налоговой нагрузкой не возросла административная. По нашим представлениям,  администрированием сборов страховых взносов должен заниматься один орган – отчет по страховым взносам не должен превратиться в набор отчетности перед несколькими структурами. Это единственный и абсолютно верный подход. Мне кажется, наше предложение может быть услышано.  Кто будет администрировать – вопрос политический, но ответить на него вполне реально.

Второй момент касается помощи малому бизнесу по финансовому направлению. Мы поставим вопрос о расширении льготы для малого и среднего бизнеса. Рассчитаем, посмотрим, какие могут быть последствия, в какой части можно компенсировать, как это касается тех, кто получит дополнительную нагрузку.

Достаточны ли с вашей точки зрения меры, предпринимаемые для поддержки малого и среднего бизнеса?

Мне иногда жалуются, что недостаточно не само по себе количество инструментов поддержки, а слишком мало информации о них. Обычно эти жалобы приходят от тех, кто должен знать тему назубок. Я не могу понять того, что активисты предпринимательских объединений не знают, где находится исчерпывающая информация о всех мерах поддержки, которая хорошо структурирована, которой может воспользоваться любой бизнесмен. Если они действительно не знают, то это вопрос скорее к руководству организации. Ведь увеличилось и финансирование, и набор инструментов. Не хватает? Вносите свои предложения, например, на сайте «стратегия 2020». Я гарантирую, что все предложенные меры поддержки будут рассмотрены. Если это будет сделано на сайте «стратегии 2020», ни одно предложение не будет потеряно.

Расскажите о позиции губернатора по отношению к малому и среднему бизнесу.

Его позиция предельно конструктивна. Развитию малого и среднего предпринимательства он уделяет больше внимания, чем кто-либо из руководителей других субъектов федерации. Много сегодня в нашей стране тех, кто профессионально работает и детально разбирается в вопросах развития малого бизнеса, но губернатор очень глубоко понимает суть дела. Однако для всей предпринимательской общественности хочу сказать следующее – ему необходимы конкретные предложения. Очень часто он приходит на совещание, и ему не хватает предметного разговора, касающегося того или иного,  существующего хотя бы в планах, проекта. Если у предпринимателя есть конкретная инициатива, которую вы хотите реализовать в Свердловской области, значит, у него есть инструментарий, чтобы запросить поддержку для этой инициативы. У предпринимателей есть реально действующие инструменты, с помощью которых можно потребовать снять тот или иной административный барьер, если кто-то где-то ему не помогает. Губернатор от нас именно этого и требует – конкретных предложений, а не разговоров о реформах, выполнения заявленных проектов, имен тех конкретных людей, которые мешают развиваться малому и среднему бизнесу. Ему нужны конкретные предложения, тогда он может помочь реализации проектов.

Когда вы говорите о проектах, исходящих от предпринимателей, что это значит для вас, как для министра экономики?

Это значит, что в малом и среднем бизнесе нам не обойтись без предпринимателей. Крупные проекты мы можем генерировать и доводить до реализации сами. Проект высокоскоростного железнодорожного сообщения мы можем вести, потому что знаем, кого взять в качестве консультантов, где можно увидеть похожие реализованные проекты, где найти проектировщиков и исполнителей. По выставочной деятельности, например, по «Иннопрому», все то же самое. А для того, чтобы оказать поддержку малому проекту, надо знать о нем не меньше, но до каждого маленького магазинчика или небольшого предприятия мы не дойдем, у каждого бизнесмена не спросим, какой проект он хочет реализовать, каждую лицензию не проверим. Поэтому проекты для малого бизнеса должны быть представлены в базе данных, и представлять их должны сами бизнесмены. Понятно, что система заявления проектов еще долго будет отшлифовываться, мы сейчас только в начале пути, но это первый и очень важный шаг, который мы вместе с предпринимателями делаем. По крайней мере, мы знаем количество инициатив, возникающих в области, и количество проблем, связанных с этими инициативами. Это серьезная и важная статистика.

Что может дать статистика, кроме того, что способна показать уровень предпринимательской активности?

Даже простой отчет по муниципалитетам, в котором собраны данные о том, сколько предпринимателей работает на территории муниципалитета, сколько инициатив они выдвинули за тот или иной период, и сколько проблемных вопросов задали – это уже большой шаг вперед. Это уже повод для предметного разговора с главой конкретного муниципального образования – ты очень красиво мне все рассказываешь, а на самом деле, смотри, у тебя ничего нет! Как ты так умудряешься работать с предпринимателями, что они не выдвигают никаких инициатив? Почему ты утверждаешь, что развиваешь экономику своего муниципалитета, если ты не общаешься с предпринимателями так, как должен это делать, не уделяешь развитию малого бизнеса достаточного внимания? Ты говоришь, что работаешь над развитием в секторе малого бизнеса, но у тебя заявлено только два проекта на пять рабочих мест. Значит, у тебя нет никаких серьезных инициатив, ты не работаешь никак для того, чтобы они у тебя были, ты не делаешь для своей муниципальной экономики ничего! Можно задать мэру и следующий вопрос — а как ты помог тем предпринимателям, которые хотят заниматься бизнесом на твоей территории и представляют тебе свои проекты? Вот, в документах у тебя стояло – выделение земельного участка до 1 января 2010 года. Выдал документы? Выдай, потом придешь, доложишь.

По-моему, суть ясна, статистика может дать нам ответы на большинство вопросов, которые касаются административных барьеров.

Система учета проектов, предлагаемых предпринимателями, уже отработана окончательно?

Нет, и сейчас я поясню, почему мы выбрали такой подход – сначала инициативы, потом регламент. Для начала всегда важно понять, что происходит, какие проекты могут предложить предприниматели, а уже потом, зная, какие темы интересны бизнесу, какие проекты бизнесмены предложили, мы сможем их структурировать и выйти на регламент. Мы пробовали сразу заложить регламент, например, по выделению земли, другим вопросам… Сложно. Сложно сразу написать такой документ, потому что сначала необходимо проанализировать систему, а она огромна. Поэтому мы принципиально выбрали путь – идти от конкретных инициатив. Все впечатляющее многообразие разрешительных, проверяющих процедур, других барьеров не описать. Год-два надо потратить только на исследование. Но мы подумали, что незачем все это исследовать, надо пойти по другому пути – использовать массив предлагаемых проектов для анализа. Есть инициативы, есть люди, бизнесмены, которые хотят что-то сделать на территории Свердловской области, значит, первое, что нужно сделать – собрать базу данных таких инициатив. Пусть эти инициативы поначалу будут даже оформлены как угодно.

Далее нашей задачей станет помощь в том, чтобы инициативу превратить в проект, расписать этапы его реализации, что и когда должно произойти, сколько времени займет, какого финансирования потребует, помощь в выделении земли – в общем, создать бизнес-план.

Мы также должны отчитаться в том, что выполнили или не выполнили чиновники в части их касающейся – выдано или не выдано то или иное разрешение, проведена или не проведена экспертиза. Нам всем от этого будет проще. Можно просто сделать выговор, например, госэкспертизе, сказать, что она плохо работает. Совсем другое дело, когда можно задать предметный вопрос – у тебя находится двести документов по нашим проектам, что с ними? И получить ответ,  что на эти двести проектов сто пятьдесят отрицательных заключений. А почему так произошло, расскажите-ка конкретно, это ваша организация придирается, или в этих проектах действительно что-то не так? Получается совсем другой разговор и сразу становится понятно, то ли проект из-за запятой вернули обратно, то ли действительно он требует доработки и надо оказать еще какую-то помощь, чтобы довести его до результата.

Но, предположим, выдали сто пятьдесят положительных заключений, но потратили на это шесть месяцев.  Магазин строить три месяца, а разрешение на его строительство выдается в течение полугода! Что, там такая сложная работа, что вы на нее шесть месяцев потратили? Реальный срок должен быть – две недели. Не можешь справиться, напиши заявление об уходе с занимаемой должности, укажи, кто готов возглавить этот орган (а желающие найдутся), но условие должно соблюдаться.

Вот что мы пытаемся сейчас делать. Это не политическая работа, ее, может быть,  не так хорошо видно, но она очень важна. Я призываю всех заняться содержательной работой. Поддерживать то, что уже много раз сказано другими на федеральном уровне – легко, предложить что-то свое, новое – очень тяжело.

В последнее время есть тенденция сравнивать предпринимателей, например, с фарцовщиками времен СССР. Что вы думает об этом?

Я очень огорчен, что мы возвращаемся к этой лексике – фарцовщики, цеховики… В этих словах заложены и желание, и попытка нарушения закона. Пора забыть обо всех этих криминальных словах — это первое, что нам нужно сделать. Если мы не будем жить по тем законам, которые сами пишем, (можно бесконечно обсуждать, хорошие они или плохие), если у некоторой части бизнес-сообщества будут желание нарушать эти законы – ни к какой развитой экономике мы с вами не придем. Мы всего двадцать лет строим малый и средний бизнес и нам необходимо делать это, понимая, что законы надо соблюдать. Я прекрасно помню время, когда в стране стали появляться первые кооперативы, когда денег у людей, уже бизнесменов, стало много, но я помню, что отца моего лучшего друга застрелили из-за двадцати пяти магазинов. Это было пятнадцать лет назад. Сегодня мы живем уже в другом мире, развиваемся, и наша задача, делая бизнес, не нарушать закон.

Категория: Бизнес и власть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *