Дмитрий НОЖЕНКО: «Малый бизнес от конкуренции с крупным только выигрывает!»

Екатеринбург, известный при советской власти как центр тяжёлой индустрии и оборонного комплекса, сегодня всё больше становится средоточием предприятий торговли и услуг. Именно эта сфера приносит львиную долю поступлений в городской бюджет. За годы перестройки уральская столица неузнаваемо изменилась, первые этажи зданий в центре города сплошь заняты предприятиями торговли и услуг, все больше крупных торговых сетей избирают Екатеринбург местом локализации. Как обеспечить гармоничное развитие в сфере торговли и услуг предприятий малого и крупного бизнеса? Каковы итоги и перспективы развития отрасли в Екатеринбурге и Свердловской области?  На эти и другие вопросы нашего журнала отвечает Дмитрий Ноженко, министр торговли, питания и услуг Свердловской области.

- Дмитрий Юрьевич, расскажите об итогах 2010 года? Удалось ли преодолеть кризисные тенденции в региональной сфере торговли, питания и услуг? Какие показатели характеризуют потребительский рынок региона сегодня?

- Потребительский рынок Свердловской области обеспечивает занятость 18% экономически активного населения и формирует 20% валового регионального продукта. В сфере торговли, питания и услуг Свердловской области действует 38 тысяч объектов. Оборот розничной торговли Свердловской области за 2010 год сложился в сумме 646 млрд. рублей, что в товарной массе на 10% выше, чем в 2009 году. В 2010 году Свердловская область сохранила свои позиции в рейтинге по объёмным показателям среди субъектов РФ: 4-е место по объёму оборота оптовой и розничной торговли; 5-е место по объёму оборота общественного питания; 6-е место по объёму бытовых услуг населению.

Среди задач нашего министерства – развитие конкурентной среды. Увеличение числа торговых предприятий создаёт конкурентную среду, от этого выигрывает потребитель, который получает товары по более низкой цене. В торговых сетях розничные цены такие, по которым маленькие магазины товары закупают. В дорыночную эпоху в Екатеринбурге действовала одна торговая сеть. Сегодня их много, и это прямо влияет на качество обслуживания. Развивают свои сети и открывают новые торговые центры иностранные бренды, такие как Auсhan, Metro, Obi, Ikea. Они приносят на Урал новые технологии и новые знания. По большому счёту, их можно сравнить с неким высокотехнологичным заводом, на котором себестоимость производства очень низкая. За счет современных технологий, прежде всего автоматизации рабочего места. Зарплата здесь выше, чем у мелких предпринимателей. Это влияет на стоимость товара, она гораздо ниже. Крупные продавцы продают товары по цене, которую мелкие продавцы платят при закупке. Мелкий предприниматель покупает килограмм, а крупный тонны. Это плюс для потребителя.

В 2010г. продолжился процесс качественного развития предприятий розничной торговли региона. Насыщенность современными торговыми площадями превысила 30% от общего уровня обеспеченности (торговые центры, супер- и гипермаркеты и другие объекты). Обеспеченность населения области торговыми площадями составила 650 кв. м на тысячу жителей. Активно развивается общественное питание, растёт число специализированных предприятий (детские кафе, бары, кофейни), широкое распространение получают летние кафе и объекты придорожного сервиса. Оборот общественного питания составил 32 млрд. рублей, что на 14% выше 2009 года в сопоставимых ценах.

- Какова структура сферы торговли и услуг региона и какую долю в ней занимает малый бизнес?

- Оборот розничной торговли субъектов малого предпринимательства Свердловской области по итогам 2010 года составил 484 млрд. рублей, и увеличился по сравнению с 2009 годом года на 15,4%. Вклад всех субъектов малого предпринимательства в оборот розничной торговли Свердловской области во всех каналах реализации по итогам 2010 года составил 75% от общего оборота розничной торговли. Малые предприятия (юрлица) обеспечивают 22 % от общего оборота розничной торговли и 29,3% от оборота всех субъектов малого предпринимательства. Ведущая роль в малом бизнесе принадлежит индивидуальному предпринимательству. Среди 84 тысяч хозяйствующих субъектов потребительского рынка их доля составляет около 70%. Объем оборота индивидуальных предпринимателей по итогам 2010 года составил 342 млрд. руб., темп роста показателя к уровню 2009 года — 17,5 %.

В Екатеринбурге уже достаточно торговых предприятий. Сейчас надо развивать их в других городах региона. Для этого нужно привести в них представителей сетей, вместе с ними придут инвестиции, новые технологии, новое качество обслуживания. Тогда и местные предприниматели начнут подтягиваться. У них находятся деньги на введение самообслуживания, улучшается технология, качество работы персонала, растёт заработная плата и — как следствие – закрепляются кадры. Приход новых предприятий создаёт конкуренцию. Большой выбор магазинов позволяет свердловчанам выбирать, где сделать покупки.

За 2010 год в Свердловской области введено в эксплуатацию более 2320 объектов, почти 46% — это розничная торговля. Объём инвестиций в объекты сферы торговли и услуг составил 12,4 млрд. рублей, создано 11944 новых рабочих места. Около 70% всех инвестиций приходится на субъекты малого предпринимательства. В Свердловской области создана широкая организационная инфраструктура поддержки малого предпринимательства — фонды поддержки созданы в большинстве центров муниципальных образований Свердловской области (более чем в 40 муниципальных образованиях), основная задача которых — создание благоприятных условий для развития малого бизнеса. С целью развития субъектов малого предпринимательства области кредитные учреждения все больше расширяют и облегчают доступ к кредитным ресурсам, предоставляя большой выбор кредитных программ.

- Какие доходы принесли предприятия торговли и услуг в областной бюджет в 2010 году? Каковы планы на 2011 год?

- По данным УФНС по Свердловской области предприятия сферы торговли и услуг обеспечили 17% налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней региона.

- Екатеринбург за годы перестройки стал центром не только промышленности, но торговли и развлечений. Как Вы оцениваете уровень развития потребительского рынка ?

- В 2010 году оборот розничной торговли г. Екатеринбурга демонстрировал положительную динамику. Сочетание умеренного роста инфляции и роста реальных доходов населения привело к возобновлению покупательского спроса, и следовательно к росту оборота в товарной массе на 12,8 % к уровню 2009 года. В 2010 году на территории Екатеринбурга построен 71 новый объект общей торговой площадью – 87,4 тыс. кв. метров. В их числе такие крупные предприятия как ТРЦ «КомсоМОЛЛ» и «Архитектор»; гипермаркеты ОВI, Casch&Сarry «METPO» и «Параход»; два логистических терминала ООО «Русь» и ЗАО Терминал «Чкаловский»; складской терминал ООО «Торговый дом «Гулливер»; вторая очередь оптово-распределительного центра «Ханой»; четыре продовольственных супермаркета и непродовольственный супермаркет President; автосалон «KIA» и другие.

Обеспеченность торговыми площадями в Екатеринбурге (по состоянию на 1 января 2011 года) составила 1006 кв. метров на 1000 жителей. В Екатеринбурге действует 26 торговых центров общей площадью 1012 тыс. кв. м (торговая площадь – 631 тыс. кв. м). В рамках реализации стратегического проекта «Кухня на любой вкус» в 2010 году построено 57 предприятий общественного питания на 1330 посадочных мест. За счет реконструкции открыто еще 89 предприятий общественного питания. Обеспеченность посадочными местами в предприятиях общедоступной сети за 2010 год выросла до 51,5 посадочных места ( в 2009 году – 45 п.м.).

- Как министерство выстраивает отношения с федеральными и региональными сетями?

- Министерство делает всё для оказания федеральным сетям содействия в локализации их бизнеса в регионе, это же инвестиции в нашу область! Радует, что федеральные сети всё более активно идут в наш регион. Это раньше их приходилось уговаривать. Из крупных продуктовых сетей массового спроса можно отметить «Пятёрочку», «Монетку», «Магнит», которые открывают в Екатеринбурге и Свердловской области всё новые филиалы. Кроме того, мы делаем всё, чтобы научить малый бизнес работать в конкурентной среде. Потому что ему выживать рядом с такими гигантами тяжело. Бизнесмены учатся сокращать затраты, изменять ассортиментную матрицу. Ещё 5–7 лет назад приходилось убеждать предпринимателей вводить самообслуживание. Сейчас они понимают, что это необходимо.

- Перспективы развития отрасли до 2020 года?

- Основные перспективы развития отрасли указаны в Программе социально-экономического развития Свердловской области, утверждённой Губернатором Свердловской области Александром Сергеевичем Мишариным. Главная цель — создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги. Планируется прирост оборота розничной торговли на 4-5% в год в сопоставимых ценах. Минимальная обеспеченность населения нашей области торговыми площадями (в расчёте на 1000 человек) к 2015 году вырастет до 713 кв. м. Число посадочных мест на предприятиях питания (общедоступной сети) на 1000 жителей увеличится с 30 мест в 2010 году до 34,5 мест в 2015 году. Кроме того, будет расти обеспеченность гостиничными услугами, в том числе за счёт строительства новых гостиниц. Прирост номерного фонда гостиниц и аналогичных средств размещения планируется в среднем на 300 номеров за год. Количество объектов дорожного сервиса вырастет с 550 единиц в 2010 году до 582 единиц к 2015 году.

- Ваши пожелания читателям журнала?

- Желаю всем читателям активного участия в проектах министерства. Малому и среднему бизнесу процветания и успехов! Жителям области удачных покупок и, конечно, хорошего настроения при посещении предприятий торговли, питания и услуг!

Ноженко Дмитрий Юрьевич

родился 15 января 1974 года в Свердловске. Закончил УГТУ-УПИ по специальности «инженер-экономист», Уральскую Академию Государственной Службы по специализации «Государственное и муниципальное управление». С марта 2000 года – зам. председателя Комитета по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга. С января 2003 года переведён на должность председателя Комитета по организации бытового обслуживания населения Администрации города Екатеринбурга. Участвовал в разработке стратегических программ развития Екатеринбурга. С июля 2006 года – заместитель министра торговли, питания и услуг Свердловской области, в декабре 2009 года Указом Губернатора Мишарина назначен на должность министра торговли, питания и услуг. Женат, воспитывает двух дочерей.

Категория: Актуальное интервью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *