Электронное взаимодействие

Современные технологии взаимодействия с государственными органами и учреждениями получают все большее развитие. Так налоговые органы, в целях повышения качества и темпов обслуживания налогоплательщиков сформировала систему электронного документооборота. О преимуществах такого способа взаимодействия с налоговыми органами сообщает Инспекция ФНС России по Ленинскому району г.Екатеринбурга.

 

Преимущества бесконтактного способа предоставления налоговой отчетности

Электронный способ сдачи отчетности имеет ряд преимуществ: можно передать отчетность в налоговые органы любого субъекта Российской Федерации, не вставая с рабочего места. Не нужно стоять в очередях или приходить в налоговую инспекцию несколько раз после исправления ошибок. Подтверждение об отправке отчета приходит в течении нескольких минут. Нет необходимости дублировать отчетность на бумаге, поскольку электронно-цифровая подпись равнозначна собственноручной. Можно сдавать налоговую отчетность круглосуточно.

Информация передается в зашифрованном виде, и ключ для ее расшифровки имеет только инспектор, отвечающий за прием отчетности. В результат достигается значительно более высокий уровень защиты информации, чем когда курьеры или бухгалтера носят ее в портфеле в общественном транспорте или по улицам города. Система сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи существует с 2003 года, и не было еще ни одного случая потери, несанкционированного доступа или разглашения информации из налоговых деклараций.

В настоящее время подключены к электронному документообороту и представляют отчетность по телекоммуникационным каналам связи 70% от общего количества отчитывающихся налогоплательщиков – это юридические лица и индивидуальные предприниматели. К 2015 году Федеральная налоговая служба России планирует подключение к электронному документообороту 100% налогоплательщиков.

 

Основные электронные сервисы, предоставляемые налогоплательщикам

 Налогоплательщики, представляющие отчетность в электронном виде, имеют возможность оперативно получить от налогового органа информацию по телекоммуникационным каналам связи: справки о состоянии расчетов с бюджетом, акты сверок расчетов по налогам, сборам и взносам, выписки из карточек расчетов с бюджетом, перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, сданной за прошедшие периоды. Сведения передаются налогоплательщику в режиме off-line в течение одного рабочего дня с момента запроса.

Помимо того, что налогоплательщик, представляющий отчетность по каналам связи, практически не осуществляет контроль за сменой форм отчетности, он получает от своей инспекции различные нормативные документы, разъяснения, информацию об изменении налогового законодательства, о проводимых налоговыми органами семинарах, а также имеет возможность вести прямую переписку с налоговыми органами.

Наиболее востребованной услугой, предоставляемой налоговыми органами в сфере электронного документооборота сейчас является получение информации из карточек расчетов с бюджетом. Фактически это помогает налогоплательщику «держать руку на пульсе», своевременно погашать недоимку, и, соответственно, не отвлекать его средства на уплату штрафных санкций. Это серьезное преимущество, учитывая сегодняшнюю экономическую ситуацию, когда у предпринимателя на счету каждая копейка. Также налогоплательщик может проконтролировать образовавшуюся переплату и быстро попросить ее вернуть либо зачесть в счет уплаты текущих платежей.

Плательщик по каналам связи может направить запрос в инспекция и в течении 30 дней получить ответ, при этом нет необходимости доставлять его лично и стоять в очереди.

В случае если налогоплательщик, уплатив налог, ошибся при формировании платежного поручения на перечисление налогов, он может, запросив выписку из карточки расчетов с бюджетом, увидеть, что средства в бюджет не поступили. Налогоплательщик может оперативно выяснить, почему образовалась недоимка, если свою обязанность по уплате налогов он исполнил. Инспекция в свою очередь оперативно выясняет, что платежи приобрели статус невыясненных, и рекомендует налогоплательщику в порядке статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации без промедления подать заявление об уточнении платежа. В результате налогоплательщику удается избежать убытков в связи с необоснованной уплатой пени.

Интересно и то, что если налогоплательщик регулярно запрашивает информацию из карточки расчетов с бюджетом, он может не появляться в налоговом органе для проведения сверки расчетов с бюджетом, а это достаточно длительный и трудоемкий процесс.

Следующее неоспоримое преимущество заключается в том, что налогоплательщик имеет возможность запросить в электронном виде перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, которую он сдал за прошедшие периоды. Такая услуга позволяет руководителю контролировать деятельность бухгалтерской службы и выяснять, все ли декларации представлены своевременно.

- Так много преимуществ дает электронный способ предоставления налоговой отчетности. Чем тогда объяснить, что не 100% налогоплательщиков подключены к системе электронного документооборота?

 

Планы на будущее

Однако следует признать, что часть налогоплательщиков до сих пор предпочитает использовать традиционные формы взаимодействия с налоговыми органами. Одной из основных причин этого, по словам самих предпринимателей и граждан, является высокая стоимость услуг по передаче отчетности в электронном виде. Чтобы представлять налоговую отчетность по каналам связи, а также участвовать в процессе информационного взаимодействия с налоговыми органами, необходимо прибегнуть к услугам спецоператора связи, уполномоченной организации, заключившей с Управлением ФНС России по Свердловской области договор на предоставление налогоплательщикам услуг по передаче налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи.

За последний год количество специализированных операторов значительно возросло – сейчас в нашей области действуют 6 компаний, предоставляющих такие услуги. Всю информацию о них налогоплательщик может получить с Интернет – сайта Управления ФНС России по Свердловской области: www.r66.nalog.ru либо в своей инспекции.

На сегодняшний день стоимость значительно снижена. Кроме того, сейчас все операторы проводят специальные акции – предусмотрены большие скидки особенно для категорий малого и среднего бизнеса. Например, сегодня есть возможность для вновь зарегистрированных налогоплательщиков подключиться к системе представления налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи всего за тысячу рублей в год. Если поделить эту цифру на 12 месяцев – получится несущественная сумма. К тому же эти затраты окупятся в первую же отчетную кампанию – налогоплательщику не придется ездить в инспекцию, отвлекать бухгалтера, нанимать курьера.

 

Дополнительные возможности для налогоплательщиков в системе электронного документооборота?

Кроме представления отчетности в налоговые органы, система электронного документооборота позволяет реализовать представление отчетности в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, органы статистики. Помимо этого есть возможность получения выписок из государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, также получения круглосуточной технической поддержки, есть и возможность получить доступ к справочно-правовой системе, ориентированной на бухгалтера вместе с программой по передаче отчетности. Это очень удобно – в процессе заполнения декларации можно заглянуть в справочно-правовую систему и найти ответы на интересующие вопросы.

 В ситуации с представлением налоговой отчетности в электронном виде известная пословица «Время – деньги» работает на сто процентов. Тем более, что непростые экономические условия сегодня диктуют необходимость экономить время и доступные кадровые ресурсы.

- Сегодня часто можно слышать – «сокращать надо чиновников». Может, отчасти это и оправданное желание, но ведь количество налогоплательщиков растет в геометрической прогрессии, а наши обязанности не сократились. Возросшее число налогоплательщиков необходимо обслуживать, и обслуживать качественно, на высоком профессиональном уровне. Электронный документооборот позволяет облегчить не только жизнь налогоплательщику, но и работу инспектора. Появляется возможность высвободить кадры для более важных направлений деятельности, так необходимые налогоплательщику: консультационную работу, проверку деклараций и своевременный возврат сумм по налоговым вычетам. Чем дольше налогоплательщик будет прижимать к сердцу бумажную декларацию, тем дольше инспекторы будут сидеть на однообразной монотонной работе по приему и вводу отчетности. Именно электронный документооборот позволит изыскать дополнительные возможности, чтобы кардинально улучшить качество обслуживания и информирования налогоплательщиков.

 

Категория: Налоги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *