ВИКТОР МИНЕНКО: «Органы власти должны способствовать инновационному развитию технопарков»

5 июля выездное совещание главного федерального инспектора Свердловской области В. А. Миненко было посвящено повышению эффективности деятельности технопарков Свердловской области. О текущем состоянии технопарков Свердловской области и перспективах их развития – наш корреспондент побеседовал с Виктором Миненко.

– Виктор Александрович, что же такое технопарк? Какие задачи он призван решать?

– Технопарк является важным элементом успеха мировой экономики. Технопарк нужно рассматривать как особую экономическую зону, на территории которой развивается производство инноваций. Система технопарков – это научная среда, в которой концентрируются малые инновационные предприятия. Здесь важно взаимодействие науки и бизнеса. Кроме того, это создание дополнительных рабочих мест и налоговых поступлений. Примерно могу сказать, что в восьми функционирующих технопарках Свердловской области создано 51 новое предприятие. Это очень низкое число привлеченных в технопарки резидентов. Сегодня в технопарках Свердловской области работают почти 4 000 человек. Но при многомилионном субъекте это низкий показатель. Развитие инновационной экономики и на каком уровне технологического уклада находится Росиия зависит от того, какие задачи решают технопарки, какая поддержка оказывается малым инновационным предприятиям со стороны государства.

– Виктор Александрович, сколько технопарков в Уральском федеральном округе, в Свердловской областиЙ?

– Исходя из критериев, определенных действующими подзаконными нормативными правовыми актами федерального уровня, на территории Уральского федерального округа действуют 8 технопарков, 3 их которых расположены на территории Свердловской области. Это Уральский лесной технопарк, ЗАО «Технапарк» (г. Заречный) и НП «Инновационно-технологи-ческий центр «Академический». Органы власти Свердловской области учли рекомендации аппарата полномочного представителя о критериях, которыми необходимо руководствоваться при отнесении объектов инновационной инфраструктуры к числу технопарков. Администрация Свердловской области к числу технопарков перестала относить 6 объектов инновационной инфраструктуры. В отношении 4 объектов инфраструктуры администрацией области ведется работа по их обеспечению собственны- ми производственными площадями (к их числу относятся «Аверон» (учреди-тель ООО «ВЕГА-ПРО»), НП «Управляющая компания «Приборостроение», ООО «Управляющая компания «ВМЗ», АНО «Управляющая компания «ИнтелНедра»). В соответствии с планами, представленными в аппарат полномочного представителя, указанная работа будет проводиться в течение всего 2011 года. После ее завершения планируется определить статус вышеуказанных 4 объектов. Научно-производственный парк «Техномет» (направление деятельности  – энергосберегающие технологии в металлургии и машиностроении) и ООО «Уральская машиностроительная корпорация «Пумори-СИЗ» (машиностроение) отнесены к числу научно-исследовательских и производственных центров.

– Каково текущее состояние дел инновационного сегмента Среднего Урала? Можете привести какие-то цифры?

– В 2010 году в Свердловской области создан «Инновационный центр малого и среднего предпринимательства Свердловской области» (далее – Инновационный центр), который предоставляет возможность бесплатного патентования полезных моделей и изобретений, в настоящее время Инновационный центр работает с 346 инициаторами инновационных проектов – консультирует, обучает, оказывает помощь в патентовании, продвигает, подготавливает проект в соответствии с требованиями инвесторов. В качестве позитивного фактора также следует отметить, что с 2007 по 2009 год в Уральском федеральном округе (далее – УрФО) произошло увеличение доли малых предприятий, осуществляющих инновации в общем числе малых предприятий с 4,3% до 5,09%. В результате по этому показателю УрФО переместился на первое место среди федеральных округов. В целом по России показатель ухудшился с 4,3% до 4,08%. В УрФО наибольший рост показателя отмечается в Челябинской и Свердловской областях (соответственно с 4,3% до 4,89% и с 3,8% до 4,62%).

В УрФО объем затрат инновационных малых предприятий на технологи- ческие инновации сократился на 26,9% (с 1 022,4 млн руб. до 747,5 млн руб.).

Снижение показателя в Свердловской области составило 28,6%. В УрФО наибольший объем средств, направленных в 2010 г. из региональных бюджетов на проведение мероприятий по поддержке инновационного малого и среднего предпринимательства, приходится на Свердловскую область (113,4 млн руб. из 450,5 млн руб. всего УрФО). Наиболее активным участником конкурсов среди областей УрФО, реализуемых Минэкономразвития России, является Свердловская область (в 2010 году получено 98,6 млн руб. из 129,7 на весь УрФО). Необходимо отметить, что поддержка, оказываемая Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее – Фонд Бортника) по программам «Старт» (предусматривает «посевное» финансирование) и «Развитие» (нацелена на повышение капитализации малых инновационных предприятий) развита только в самых активных (в части поддержки инновационных СМСП) субъектах Федерации – в Челябинской и Свердловской областях. В 2010 г. поддержка, оказанная Фондом Бортника предприятиям МСБ Свердловской области, выглядит следующим образом. По программе «СТАРТ» подано заявок – 154, выдано грантов – 29, объем финансирования составил 29 млн руб., 15 проектов дошли до стадии опытного образца или мелкосерийного производства. По программе «РАЗВИТИЕ» подано заявок – 29, выдано 3 гранта, до опытного образца доведен 1 проект. Следует отметить, что совокупный объем средств, выданных Фондом Бортника в рамках обоих программ, в 2010 году в Свердловской области составил 71,6 млн.руб. (63,1% средств регионального бюджета, затраченных на поддержку инновационных СМСП).

– Неужели так все хорошо?

– В качестве негативного фактора следует отметить, что существуют проблемы оказания финансовой поддержки за счет средств регионального бюджета инновационным СМСП, получающим финансирование по программам «Старт» и «Развитие», реализуемым Фондом Бортника. В то время как в соседней Челябинской области в 2008–2009 годах на поддержку таких малых предприятий из бюджета области было выделено порядка 6 млн рублей. Субъектами Федерации оказывается достаточно слабая имущественная поддержка инновационным СМСП, предусмотренная Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Удельный вес имущества, переданного в аренду инновационным малым предприятиям, не превышает 5% от всего имущества, включенного в перечни. Налоговые преференции для малых и средних предприятий, осуществляющих инновационную деятельность в субъектах Федерации, не предусмотрены. Недостаточно поддерживаются инновационные малые предприятия и с помощью государственных закупок. Учет таких закупок у инновационных СМСП осуществляется исключительно в Челябинской области (в 2009 году составил 5,4 млн руб.; в 2010 – 6,7 млн руб.). Удельный вес инновационных малых предприятий в общем числе малых предприятий всего 4,62%. В Свердловской области вопросы поддержки и развития СМСП и вопросы в области инновационной деятельности закреплены за различными структурными подразделениями. Указанное затрудняет проведение в данных регионах единой политики поддержки инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства. Для решения этой проблемы необходимо создание структуры, координирующей вопросы инновационной деятельности и поддержки малого бизнеса. В области не организована полноценная система мониторинга за СМСП, осуществляющими инновационную деятельность. В целом в регионе отсутствуют комплексные централизованные базы данных, включающие инновационные разработки, инновационные предприятия, спрос на инновационную продукцию, потребности крупных предприятий в инновационных продуктах. В основном в регионе различными субъектами инновационной инфраструктуры (например, технопарками) сформированы разрозненные базы данных по различным вопросам инновационной деятельности. Администрацией Свердловской обла- сти не проводится мониторинг деятельности инновационных организаций, в т.ч. относящихся к СМСП.

– Существующая инновационная инфраструктура малоэффективна? Есть над чем работать?

– Существующая инновационная инфраструктура региона пока не обеспечивает сбалансированного доступа к различным ресурсам (активам) и услугам для участников инновационного процесса, что ограничивает коммерциализацию результатов научно-технической деятельности. Вышеуказанное, а также отсутствие четкой налаженной системы мониторинга деятельности малых инновационных предприятий и централизованных баз данных по различным вопросам инновационной деятельности свидетельствуют об отсутствии в регионах четкого механизма поддержки инновационной деятельности, обеспечивающего развитие СМСП, осуществляющих инновационную деятельность. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в целях повышения эффективности мер, направленных на поддержку инновационных СМСП, органам власти субъектов Федерации необходимо разработать систему поддержки инновационных СМСП, предусматривающую механизмы взаимодействия всех ее элементов (органов государственной власти, МСУ, крупных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, вузов, инновационной инфраструктуры, федеральных институтов развития, финансовых институтов), а также алгоритм действия для инновационных СМСП по получению конкретных видов поддержки. Можно констатировать, что поддержка инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается региональными органами власти на несистемной основе. В субъектах не создано механизма инновационного лифта.

Технопарки Свердловской области

Уральский лесной технопарк – структурное подразделение Уральского государственного лесотехнического университета (создан в 2007 г., направление деятельности – развитие лесопромышленного комплекса). Инфраструктура технопарка представлена офисными помещениями 16 кв. м и промышленно-лабораторными помещениями – 446 кв.м. Кроме того, университет имеет возможность предоставления промышленных объектов, лабораторных площадей в совместное пользование площадью до 1,5 тыс. кв. м. У технопарка налажены тесные взаимосвязи с ГОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» и ГОУ ВПО «Уральская

государственная архитектурная академия». В технопарке расположено 8 резидентов. За 2010 год резидентами технопарка разработано 3 промышленных образца, принятых к серийному производству и получено 2 патента.

ЗАО «Технопарк» (создан в 1993 году, направление деятельности – универсальный). Инфраструктура технопарка представлена сданным в 2010 году в эксплуатацию зданием общей площадью 2 500 кв. м, из которых свыше 1 800 кв. м занимают производственные площади, а остальную часть – офисные помещения. Технопарком заключено соглашение о совместной деятельности по коммерциализации научно-технических проектов с Институтом радиационных материалов Минатома России. На 01.01.2011 резидентами технопарка являлось 8 инновационных малых предприятий, число работников на которых составляло 57 человек. 6 из 8 компаний осуществляют мелкосерийный выпуск продукции. За прошедший год объем финансовой поддержки резидентов из регионального бюджета составил 3,6 млн руб., из федерального бюджета (Фонд Бортника) – 3,2 млн руб. За 2010 год резидентами технопарка в виде товарной продукции было реализовано

5 разработок, получено 2 патента.

Некоммерческое партнерство «Инновационно-технологический центр «Академический»

(создан в 1998 году, направление деятельности – химико-металлургическое). Инфраструктура технопарка представлена административно- лабораторным корпусом площадью 3 700 кв.м и производственным корпусом площадью 6 600 кв. м. В технопарке на 01.01.2011 действовало 17 резидентов, из которых 5 предприятий находится на стадии опытного образца, а 8 резидентов осуществляют выпуск продукции. За прошедший

год объем финансовой поддержки резидентов из регионального бюджета составил 3,6 млн руб., из федерального бюджета (Фонд Бортника) – 3,2 млн руб. За 2010 год резидентами подано 4 заявки на получение патентов и реализовано 3 вида разработок в виде товарной продукции.

Справочная информация о деятельности Координационного совета при главном федеральном инспекторе в Свердловской области по развитию малого и среднего предпринимательства.

Основными задачами в деятельности Координационного совета являются участие в реализации государственной политики, направленной на создание благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства, мониторинг за реализацией федеральных законов, обеспечение согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Свердловской области и местного самоуправления. Впервые в практике работы Координационного совета были организованы выездные совещания в муниципальные образования Свердловской области. Под руководством главного федераль- ного инспектора в Свердловской области Виктора Александровича Миненко состоялись встречи с предпринимателями городов Каменск-Уральский, Первоуральск, Нижний Тагил, Верхняя Салда. Все предложения предпринимателей, способствующие более благоприятному развитию бизнеса, переданы для решения в соответствующие органы власти и администрации муниципалитетов. Проведен общественный мониторинг выполнения федерального закона № 209-ФЗ и Закона Свердловской области № 10-ОЗ в части создания и организации деятельности координационных советов по развитию малого и среднего предпринимательства при администрациях муниципальных образований Свердловской области. Материалы получены от 40 муниципальных образований: общественный мониторинг показал, что административное давление на малый бизнес в 2010 году было снижено. В рамках заседаний Координационного совета был рассмотрен вопрос «О задачах по повышению эффективности участия субъектов предпринимательской деятельности в модернизации экономики». Принято решение о реализации мер по повышению уровня производственной кооперации с участием малого предпринимательства, увеличению выпуска импортозамещающей продукции, внедрении энергосберегающих технологий. Одобрен проект закона Свердловской области «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области», разработанный с участием членов Координационного совета. Проект закона был внесен на рассмотрение в органы государственной власти Свердловской области и в июле 2010 года был принят Областной думой Законодательного Собрания Свердловской области. В законе предусмотрены меры стимулирования инновационной деятельности налогового, финансового, имущественного и иного характера. В продолжение законотворческих инициатив члены Координационного совета выступили одними из разработчиков закона «О технопарках Свердловской области», который был принят 5 июля 2011 года в первом чтении Областной думой. В профильном законе прописаны основные требования к технопаркам. В первую очередь речь идет о фактическом присутствии в регионе: введено обязательство по регистрации площадок в специальном реестре. В документе прописаны основные понятия, перечислены виды технопарков и их основные направления деятельности, цели их создания и основные задачи, принципы государственной под- держки, условия и порядок присвоения статуса технопарка и другие пункты. В феврале 2011 года в соответствии с политикой Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева в части развитии малого и среднего предпринимательства как фундамента дальнейшего развития деловой России, по поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Николая Александровича Винниченко при главном федеральном инспекторе в Свердловской области Викторе Александровиче Миненко начала свою работу мобильная общественная приемная по развитию малого и среднего предпринимательства. Мобильная общественная приемная оказывает содействие гражданам, открывающим предприятия малого и среднего бизнеса и ведущим работу в этой сфере на территории Свердловской области. Кроме проведения традиционного приема граждан, сотрудники приемной также курсируют по городам области и работают с предпринимателями «на местах». В работе мобильной приемной принимают участие квалифицированные юристы, а также представители территориальных органов федеральных органов исполни- тельной власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления, спе- циалисты надзорных органов. За пять месяцев работы руководитель мобильной общественной приемной посетил 18 муниципальных образований Свердловской области и принял от граждан на личном приеме более 200 обращений. Все обра- щения, поступающие в адрес приемной на имя главного федерального инспектора, доводятся до Виктора Александрович  Миненко и принимаются к рассмотрению.

Категория: Актуальное интервью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *