Сергей Борисов: « Малый бизнес – катализатор инновационных проектов»

В конце мая, в дни празднования российского предпринимательства, наш корреспондент встретился в Москве с Сергеем Борисовым, президентом Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и взял у него интервью специально для читателей журнала «Уральский предприниматель».

– Сергей Ренатович, расскажите об основных итогах деятельности «ОПОРЫ РОССИИ» в 2010 г.

В течение 2010 года было принято немало значимых для малого предпринимательства мер. До июля 2013 г. была продлена льготная приватизация. Был принят долгожданный закон «О микрофинансовых орга- низациях». Внесены изменения в закон «Об оценочной деятельности», позволяющие собственникам земель во внесудебном порядке обжаловать результаты кадастровой оценки земель и позволяющие устанавливать кадастровую стоимость в размере рыночной. Введена материальная ответственность контролирующих органов за нарушение ими процедур проверки бизнеса. Снижен с 5% до 2% размер обеспечения заявки на участие в госзакупках. Заработал механизм Оценки регулирующего воздействия – это заслон на пути принятия законодательных норм, ущемляющих права и интересы бизнеса. И мы можем сказать себе, что сделали все возможное для того, чтобы эти победы состоялись. К сожалению, серьезное влияние на настроения предпринимателей оказала реформа ЕСН. Это одна из наиболее серьезных сегодня проблем для МСП. Мы много раз пытались довести до руководства страны позицию бизнеса. Практически «актом отчаяния» стала Акция против реформы ЕСН, которую мы провели в два этапа в декабре 2010 года и мае 2011 года в регионах России. На Санкт Петербургском экономическом форуме глава государства сказал, что с будущего года ставка социальных страховых взносов будет снижена до 30%. Малый бизнес, работающий в производственной и социальной сферах, будет платить 20% от фонда оплаты труда. Предложенный правительством вариант не устраивает и малый бизнес. Ведь 70% малых предпринимателей заняты в сфере торговли. Получается, что большинства из них долгожданное снижение страховых ставок фактически не коснется. Конечно, есть еще много проблем, которые требуют более пристального внимания и приложения максимальных усилий.

– Каковы сегодня у российских предпринимателей наиболее острые проблемы, конкретная помощь им от «ОПОРЫ РОССИИ»?

– К нам обращаются предприниматели с разными проблемами. В массе своей это жалобы на незаконное вмешательство государственных и муниципальных органов власти в предпринимательскую деятельность. Наиболее часто обращаются с жалобами на действия контролирующих и налоговых органов. Во многих регионах остро стоит проблема вы- купа арендуемых помещений. А еще монополизм, рейдерство и многое другое. Кроме того, механизм практического влияния на предпринима-тельские проблемы заложен в самой структуре «ОПОРЫ РОССИИ». И я сейчас говорю не только о комиссиях и комитетах, у которых есть четкая направленность деятельности, но и о специальных структурных подразделениях. Речь – о Центре экспертизы проблем предпринимательства, который ведет бесплатные консультации для предпринимателей, а также проводит анализ всех нормативно-правовых актов, касающихся предпринимательской деятельности. Кроме того, с 2003 года при «ОПОРЕ» функционирует Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Около 7 тысяч предпринимателей ежегодно получают юридические консультации в общественной приемной Бюро либо при телефонных обращениях. Помимо этого практически во всех субъектах России представители региональных отделений «ОПОРЫ», в том числе и члены Бюро, входят в состав Общественных советов при прокуратурах субъектов РФ либо управлениях МВД. За предшествующий год выстроен диалог с Министерством внутренних дел РФ и Генпрокуратурой России. В 2008 и в 2009 годах Бюро получило грант Президента Российской Федерации на реализацию социально-значимого проекта в сфере защиты прав и свобод человека и правового просвещения населения. В рамках гранта начала работать Общественная приемная и Горячая линия «неотложной» помощи предпринимателям.

– Каким образом происходит лоббирование интересов предпри- нимателей?

– Взаимодействие с властью во всех ее формах и на самых различных уровнях – является одной из ключевых задач, стоящих перед организацией. При этом, и это особенно важно, диалог «ОПОРЫ РОССИИ» с представителями исполнительной и законодательной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне носит конструктивный характер. В качестве самого яркого примера напомню об участии представителей «ОПОРЫ РОССИИ» в ряде федеральных, региональных и на уровне муниципалитетов общественно-консультативных структурах при органах власти. Представители «ОПОРЫ» входят в состав Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства, Правительственной комиссии по проведению административной реформы, а также в общественные советы при ФАС, Ростехнадзоре, прокуратурах, управлениях МЧС, Роспотребнадзора на федеральном и местном уровнях. При этом могу со всей ответственностью утверждать, что большинство из этих структур являются реально действующими структурами. Пожалуй, самым ярким примером конструктивного сотрудничества с представителями власти, на наш взгляд, является взаимодействие малого и среднего предпринимательского сообщества с главным куратором этой сферы в Правительстве РФ – Министерством экономического развития России. Кроме этого появляются принципиально новые механизмы, которые позволяют представителям малого и среднего бизнеса реально влиять на процесс принятия решений. Тот же механизм оценки регулирующего воздействия – проекты нормативноправовых актов, разрабатываемых ведомствами, не принимаются без одобрения предпринимательским сообществом. Мы видим своей задачей достижение того, чтобы любой законодательный акт, касающийся малого и среднего бизнеса, независимо от того, кто его разработал, принимался только после серьезных (НЕформальных) консультаций с предпринимательским сообществом. Например, та же Комиссия по законопроектной деятельности (я являюсь ее членом), на которой формируется консолидированная позиция по законопроектам, рассматриваемым в Думе. Уже есть практика, когда по итогам обсуждения принималось решение о существенной переработке законопроекта, ухудшающего положение малого и среднего бизнеса. Можно до бесконечности перечислять те площадки, где «ОПОРА» представляет в настоящий момент интересы малого и среднего предпринимательства. Сегодня мы уже можем с уверенностью говорить о том, что многолетние усилия увенчались успехом и взаимодействие бизнеса и власти развивается. Работы в этом направлении еще много, но главное в том, что политическая воля по устранению излишних административных барьеров и решения комплекса проблем малого и среднего бизнеса проявлена – и проявлена на уровне главы государства.

– Расскажите, как «ОПОРА» взаимодействует с другими отраслевыми союзами, какие совместные проекты реализует.

– Сегодня такие крупные организации, как «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия», РСПП самостоятельно реализуют проекты, которые могут казаться разнонаправленными. Но это только на первый взгляд. Мы активно взаимодействуем с коллегами по многим вопросам, каса- ющимся развития российского бизнеса. Какие-то из них нацелены на развитие предпринимательской активности, какие-то – на защиту прав предпринимателей, другие – вопросы, связанные с налоговой темой, рейдерством и т.д. Кроме того, есть много и других объединений предпринимателей, например региональные, которые также активно работают на благо отечественного бизнеса. Я знаю, что многие региональные отделения «ОПОРЫ» успешно взаимодействуют с отделениями «Деловой России». Но главное не в том, какие проекты мы ведем совместно, главное, что цель у нас общая – привлечение дополнительного внимания к проблемам российского бизнеса, поиск решений для многих предпри- нимательских проблем.

– Ваша оценка перспектив развития МСБ в РОССИИ на ближайшие годы…

– Перспективы у МСБ в России на данном этапе огромны. В настоящее время МСБ дает порядка 20% ВВП в экономику государства, тогда как в развитых странах этот показатель находится в районе 50–80%. То есть перспективы впечатляют. Тем более что первыми лицами государства уже поставлена задача довести долю занятых в МСБ до 60–70 процентов активного населения страны. Вместе с тем существует ряд проблем которые необходимо решать. Самая главная из них – это позиционирование экономики малого и среднего предпринимательства отдельно от всей экономики страны. То есть все меры, кото- рые сейчас направлены на развитие и поддержку МСБ не носят стратегического характера, а государство на данном этапе не видит МСБ в качестве главной движущей силы экономики. Также, сравнивая отраслевую структуру МСБ в РФ и с другими странами, можно сделать вывод о том, что многие отрасли пока еще не до конца освоены и обладают существенным потенциалом (здравоохранение и социальные услуги, гостиничный и ресторанный бизнес и др.). Мы вместе должны изменять данное представление и инициировать проведение реформ, направленных на создание максимально благопри- ятных условий для ведения предпринимательской деятельности, осо- бенно субъектами МСБ.

– Когда, на ваш взгляд, в стране произойдет уже переход от «политики кризисного периода» к политике стратегического развития?

– На мой взгляд, такой переход возможен в условиях, когда заявления руководства страны о необходимости модернизации экономической системы и переходу к качественно новой модели экономического роста начнут реализовываться на практике. Во всем мире стержнем такой экономической системы и главным источником и катализатором иннова- ционных проектов является малый бизнес. И сегодня со стороны нашего государства необходимо четкое понимание того, что требуется глобаль- ная перестройка всей экономической парадигмы, где главным драйвером экономики на уровне важнейших программных документов страны должен быть определен малый и средний бизнес. Соответственно, од-ной из ключевых задач экономики лидерства и инноваций должно яв- ляться создание конкурентной сре-ды и благоприятного предпринима- тельского климата. За последние годы было принято множество значимых государственных решений и нормативно-правовых актов, главной целью которых было развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Но анализ проводимой политики показывает, что сегодня меры государственной поддержки малого бизнеса нацелены на решение конкретных тактических задач. Однако целостной стратегии, ко- торая обеспечит к 2020 году переход к новой, инновационно-ориентированной структуре экономики, не существует. Пока нет и четких индикаторов, способных в реальном масштабе времени (по годам) показать, насколько результативно решаются поставленные задачи по развитию малого бизнеса в целом и в отраслях. Поэтому «ОПОРА РОССИИ» предлагает разработать четкую Стратегию развития малого и среднего бизнеса на перспективу до 2020 года с пошаговым алгоритмом достижения поставленных целей и реализации конкретных мер. Главной целью стратегии должен стать системный анализ возможностей МСБ в различных отраслях и регионах (кластерный анализ), разработка точечных механизмов поддержки, которые позволят малому и среднему предпринимательству стать основой новой диверсифицированной экономики.

Категория: Актуальное интервью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *