ТЕХНОПАРКИ: ПОИСК КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ

Проблемы и перспективы развития технопарков на Среднем Урале были обсуждены на выездном совещании, которое Виктор Миненко, главный федеральный инспектор в Свердловской области, провел 5 июля на базе технопарка «Торгмаш»(Екатеринбург)

.

На это представительное мероприятие собрались представители полпредства президента в УрФО, правительства Свердловской области и администрации Екатеринбурга, научных организаций, технопарков Среднего Урала и членов президиума НП «Союз малого и среднего бизнеса». Перед совещанием участники посетили предприятия технопарка «Торгмаш» – ООО «Мекон» (производство оборудования для складских терминалов и медицинского оборудования) и ООО «Энергоконтракт» (произ- водство электротехнической продукции).

…Дата проведения совещания была выбрана не случайно: именно 5 июля 5 лет назад был создан технопарк «Торгмаш». Организатор технопарка – Сергей Зыков , сейчас генеральный директор ЗАО «УК Технопарк «Торгмаш». По его словам, сегодня среди основных направлений деятельности технопарка – производство и монтаж кровельных материалов, оборудования для логистических центров, архитектурно-строительное проектирование, механообработка металла, электро-техническое производство, автоматизация производственных процессов; строительство коттеджей, высотных и малоэтажных зданий, а также административных и жилых комплексов из облегченных современных строительных материалов. В составе технопарка «Торгмаш» следующие участники. ОАО «Торгмаш» (управление и инфраструктура, производство стройматериалов на основе полистирола), ЗАО «Региональный центр листообработки», ГУ ЦНТИ (инновации и патентоведение), ООО «Уральский завод кровельных изделий» (производство металлочерепицы), ООО «Мекон» (Оборудование для склад- ских терминалов, медицинское оборудование), ООО «Кровстройиндустрия» (кровельные материалы), УГТУ-УПИ (факультет строительного материаловедения). Технопарку есть чем гордиться. Внушительные производственные (30,2 тыс. кв. м) и административные площади (12,57 тыс. кв. м) на одной территории, близость к центру города, удобное расположение вблизи транспортных развязок, обеспеченность всей необходимой технической и коммуникационной инфраструктурой. Высокая инве-стиционная привлекательность тех- нопарка налицо. И, увы, попытки рейдерских захватов – тоже… Рейдеры вряд ли будут поддерживать инновационную составлящую технопарка, создаваемую годами; их задача – захватить территорию, имущественный комплекс… Виктор Миненко пообещал разобраться с ситуацией, сложившейся вокруг ЗАО «УК Технопарк «Торгмаш», и при необходимости всемерно содействовать в защите инновационного субъекта предпринимательства от преступных посягательств. Ситуация продолжает оставаться сложной и события, увы, форсируются (9-го июля на предприятие уже пришли судебные приставы)…

…Выступая на открытии форума со вступительным словом, Виктор Миненко проинформировал участников, что полпред Николай Винниченко заинтересован в ускорении развития малого и среднего инно- вационного предпринимательства в регионе. Более подробно о позициях федеральной власти в этом вопросе – читайте в интервью с В. А. Миненко в этом номере журнала (стр. 14).

Что в имени тебе моем?

По данным Владислава Пинаева , заместителя министра промышленности и науки Свердловской области, в регионе функционирует до десятка организаций, которые называют себя научно-внедренческими или производственно технологическими технопарками. Однако аналитическая работа специалистов полпредства и минпромнауки реги- она показала, что лишь три организации полностью соответствуют таким определениям. Среди них  Уральский лесной технопарк, ЗАО «Технопарк» в г. Заречном и НП ИТЦ «Академический». Остальные организации не нацелены на становление и подготовку к самостоятельной деятельности малых предприятий, что не позволяет отнести их к технопаркам. Условно эти структуры можно разделить на две группы. Первая имеет хотя бы хорошо оснащенные производственные комплексы, на территории которых размещены малые и средние предприятия, они имеют тесные кооперационные связи между собой и ведут НИР. К этой группе можно отнести научно-производственный парк «Техномет» и технопарк «Вы- сокие технологии машиностроения» Ко второй группе относятся структуры без собственной производственной базы. Они лишь курируют деятельность малых предприятий в научно-технической сфере. Сегодня организации «Аверон», «Высокогорский» и «Приборостроение» концентрируют в одном месте малые предприятия, технологически взаимосвязанные друг с другом. В случае обеспечения их производственной базой им предстоит пересмотреть свою политику создания новых малых инновационных предприятий, «раскручивающих» свои проекты. Только в этом слу- чае их можно будет отнести к числу технопарков. Впрочем, и в своем нынешнем виде эти организации вносят определенный вклад в развитие инно- вационной инфраструктуры на территории региона. Поэтому правительство Свердловской области делает все возможное для их поддержки. Но не все в его власти. Как правило, руководители организаций, позиционирующих себя в качестве технопарков, обращаются в правительство по вопросам обеспе- чения их производственным площадями либо подключения к сетям коммунальной инфраструктуры. Но такое понимание государственно частного партнерства наименее перспективно и зачастую вступает в непримиримое противоречие с действующим законодательством. Органы исполнительной власти не имеют права и возможности вести прямые инвестиции в объекты недвижимости, принадлежащие частным лицам и организациям. В связи с этим правительство Свердловской области считает целесообразным сконцентрировать свои усилия на одном инфраструк- турном проекте, имеющем наибольшие шансы на успешную реализацию. Речь о создании до 2014 года в Свердловской области технопарка высоких технологий «Университетский». Над этим проектом работает группа специалистов регионального правительства, Екатеринбурга, территориальных управлений федеральных органов власти, проектных и конструкторских организаций. В первом полугодии 2011 года решались проблемы оформления земельного участка под строительство технопарка, а также финансового обеспечения работ по подготовке проектно-сметной документации. Средства финансирования из бюджета Свердловской области и скоординированность действий руководящих органов всех уровней позволяют рассчитывать на успешную реализацию данного проекта к 2015 году. Технопарк создается за счет средств областного и федерального бюджетов, земля, объекты технопарка, созданная инженерная инфраструктура (т. е. сети) будут находиться в собственности Свердловской области. Правительство Свердловской области также поддерживает развитие инфраструктуры действующих технопарков. Создание ТВЦ (технико- внедренческого центра) металлургии и тяжелого машиностроения оптимизирует схему взаимодействия научных и производственных организаций и максимально полно раскроет имеющийся потенциал коммерциализации результатов научных разработок. Параллельно Минпромнауки ведет работу по оптимизации производственных затрат малых предприятий на промплощадке бывшего Высокогорского механического завода (ВМЗ, Нижний Тагил). Они приняли решение об объединении в рамках некоммерческого партнерства (НП) для совместного решения коммунальных и энергетических проблем. Управление снабжения и сбыта Свердловской области принимает на себя функции управля- ющей компании создаваемого НП, с оказанием содействия в решении проблем энергообеспечения производств. Таким образом, совместными усилиями будет нормализована ситуация, вышедшая из-под кон- троля много лет назад. Для оказания адресной поддержки авторам научных проектов и разработок минпромнауки Свердловской области разработало проект областной целевой программы «Создание и развитие технопарков в Свердловской области». Общий объем ее финансирования на 2012–2016 годы – 8662,4 млн рублей. В эту сумму включены средства федерального и регионального бюджетов, а также частных инвесторов. Программа будет ориентирована на реализацию строительства объектов технопарка «Университетский», а также предоставление резидентам технопарков региона субсидий на возмещение части затрат, связанных с производством инновационной продукции. Субсидии предоставляются на условиях привлечения исполнителями проектов средств частных инвесторов (в том числе собственных средств). Максимально допустимый процент возмещения затрат исполнителей на реализацию проектов за счет субсидирования из областного бюджета составляет не более 50% от общего объема затрат, понесенных исполнителем на реализацию проекта по созданию нового производства.

Инновационный мотор технопарка «Университетский»

…Одним из самых ярких выступлений на совещании стало краткое, но емкое выступление Сергея Кортова, проректора по инновационной деятельности УрФУ. По его словам, Уральский федеральный университет в проекте создания технопарка «Университетский» выступает как научно-техническая и методическая база, а также поставщик резидентов, малых предприятий, созданных на базе университета. За пять месяцев 2011 года уже создано 39 малых инновационных предприятий. К концу следующего года будет создано около 70 малых предприятий. Фонд «Сколково» рассматривает четыре проекта УрФУ, два из них уже прошли инновационный комитет. В течение 2–3 лет с помощью этого инструмента будет создано 5–6 инновационных предприятий с объемом инвестирования до 200–300 млн рублей. На «ИННОПРОМе-2011» планируется подписать соглашение с Фондом «Сколково», на базе университета создается центр по развитию инновационного бизнеса с финансированием из этого Фонда. УрФУ создает инновационную структуру для выращивания малых предприятий, которые затем будут передаваться в технопарк «Университетсткий». Земельные вопросы, которые казались сначала практи- чески непреодолимыми, – решаются. Границы города Екатеринбурга отодвинуты до ЕКАД. Получено согласование Федерального агентства по лесам о снятии категории лесов федерального значения с участка земли 1,5 тысячи га в районе озера Шарташ. Под технопарк там отведено 50 га. Еще 40 га будут отведены под перспективное развитие технопарка и создание производственных помещений. В технопарке планируется открытие представительства таких федеральных институтов развития как Фонд «Сколково» и Российской венчурной компании. Ведутся переговоры с рядом зарубежных венчурных инвесторов. УрФУ создает центры коллективного пользования высокотехнологичного оборудования, оснащенные немецким и японским оборудованием. Осенью планируется открытие Центра механообработки. Еще один, Центр микроэлектроники, будет ориентирован на производство электронных компонентов и чипов. Для него закупается оборудование на сумму 50 млн рублей. Осенью будет пущен бизнес-инкубатор на 2,5 тыс. кв. м по адресу Екатеринбург, Комсомольская, 61. Сейчас в этом здании заканчивается капитальный ремонт, создается инфра- структура полного цикла. В перспективе около 5–6 таких опытных производств планируется перенести на новую площадку. Потому что университет – это учебное заведение, не совсем приспособленное для производственных задач. УрФУ активно участвует в создании фармкластера. Получено инвестирование на строительство здания научного центра по биофармтехнологиям и ядерной медицине. Университет готов вложить в него около 200 млн рублей в течение трех лет. Частные инвесторы  около 200 млн рублей. УрФУ ведет переговоры о создании кластера информационных технологий (IT), будет участвовать в ОЭЗ «Титановая долина», новых технопарках Нижнего Тагила. Во всех проектах Свердловской области, которые создают инновационную структуру и инновационную экономику, УрФУ будет участвовать как научный или инновационный центр и как поставщик кадров. УрФУ в этом случае активно взаимодействует с вузами-партнерами, расположенными как на Урале, так и за рубежом. Идут переговоры с Италией по открытию представительства центра инновационной ак- тивности Европы.

…Состав участников совещания и живой интерес, который они проя- вили к обсуждению, свидетельствует о том, что участники процесса настроены на поиск конструктивных решений. Одновременно с проведением совещания депутаты облдумы приняли в первом чтении закон «О технопарках в Свердловской области». Тем самым исполнительная власть и законодатели продемонстрировали, что могут выступать одним фронтом с инновационным бизнесом. Когда в товарищах согла- сье есть, исполнительная власть, законодатели и бизнес реально объ- единяют усилия, результат не заставляет себя ждать. Инновационный прорыв в новую экономику обретает все более зримые черты.

Категория: Инновационный парус

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *