ДИСБАЛАНС

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» провела очередное исследование по оценке условий для развития малого и среднего предпринимательства в 40 российских регионах. В рамках проекта было опрошено более 6 тыс. респондентов, причем упор был сделан на МСП в производственном секторе, в свете поставленных перед исследованием государственных задач.

Существуют три основных фактора, влияющие на развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) и повышение его доли в экономике регионов:

1) условия спроса в регионе

2) специфика отраслевой структуры экономики региона;

3) региональный бизнес-климат. Последний фактор – региональный бизнес-климат – в большей степени, чем первые два, определяется политикой региональных властей, а его качество служит одной из оценок эффективно-сти работы региональных администраций. Региональный бизнес-климат представляет собой совокупность условий, влияющих на возникновение и развитие бизнеса в регионе, это своего рода среда, в которой рождается и растет компания. Результаты исследования дают следующую оценку факторам бизнес-климата в 40 российских регионах:

– низкая доступность земельных участков (самый проблемный фактор);

– чуть менее проблемно, однако далеко не привлекательно выглядит ситуация с доступностью недвижимости: для каждой третьей компании достаточно сложно или невозможно подобрать производственные помещения, каждая четвертая компания испытывает сложности с поис- ком складского помещения, а примерно каждая седьмая компания – с поиском офиса;

– при оценке транспортной инфраструктуры в целом (сеть автомобильных и железных дорог, воздушный и водный транспорт) на два более или менее позитивных отзыва приходится один негативный;

– в целом более позитивно, чем транспортная, оценивается логистическая инфраструктура (склады временного хранения, специализированные транспортно-логистические компании);

– энергетическая инфраструктура является слабой стороной бизнес-климата: проблемы заключаются в низкой доступности новых энергетических мощностей и высоких тарифах на электроэнергию;

– рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний ни в квалифицированных инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих. Даже подбор специалистов для непроизводственных подразделений зачастую оказывается сопряженным со значительными эРы`эРытрудностями. Удручающе выглядит сравнение кадровой ситуации в России с ситуацией в европейских странах. В рейтингах так называемого кадрового благополучия, включающих 31 страну, Россия – явный аутсайдер;

– позитивный момент: относительно легко организовать специальное допол- нительное обучение в области развития бизнеса. Качество таких образовательных программ оценивается достаточно высоко;

– лишь 15% малых и средних компаний вообще не сталкиваются с админи- стративными барьерами в своих регионах. Остальные респонденты по-разному оценивают влияние административных барьеров на свой бизнес: значительная часть компаний воспринимает эти барьеры не как препятствия, а как особенность бизнес-среды, к которой можно приспособиться;

– много недовольства малые и средние компании высказывают при оценке таможенных процедур. Меньше негатива

– при оценке работы налоговых органов (в вопросах взаимодействия с организациями и расчета налогов);

– только 10% компаний заявили, что не наблюдают в своем регионе коррупции. Лидерство по коррупционности принадлежит таким ситуациям, как «Доступ к государственному и муниципальному заказу», «Прохождение проверок» и «Выделение земли»;

– работа проверяющих инстанций (пожарной инспекции, санэпиднадзора и т. п.) с той или иной периодичностью создает проблемы для большинства представителей МСБ. Интересно: бизнес в регионе гораздо чаще страдает от правоохранительных органов, чем от криминальных структур;

– каждая четвертая компания использует устаревшее оборудование, около половины компаний работают на оборудовании «не самом современном, однако используемом в мире достаточно широко». И еще четверть компаний может похвастаться использованием «самого современного оборудования из существующего на сегодняшний день в мире»;

– в целом компании не испытывают сложностей с поиском поставщиков (в том числе поставщиков машин и оборудования, комплектующих, бизнес-услуг);

– четверть компаний отмечает сложности с доступом к каналам дистрибуции (возможности продавать свою продукцию через торговые сети, оптовые и розничные компании и других посредников);

– низкая доступность финансовых ресурсов – одна из ключевых проблем бизнес-климата для российского малого и среднего бизнеса. Причем чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить;

– доступность венчурного финансирования очень низкая. Подавляющее большинство руководителей компаний заявляют, что в их регионе нереально привлечь деньги из венчурных фондов под рисковые бизнес-проекты. На фоне международных сопоставлений российский бизнес-климат для МСБ выглядит непривлекательно. Так, наиболее серьезное отставание России отмечается в вопросах доступа к финансированию, доступности квалифицированных кадров и, в частности, квалифицированных управленцев, а также в вопросе внедрения новых технологий. Все так же, во второй половине рейтингов, но уже не в самом хвосте, Россия оказалась по показателям проблем с покупательной способностью и проблем с инфраструктурой. И, наконец, в трех из девяти рейтингов позиции России на фоне других стран выглядят относительно благополучно. Речь идет о вопросах стоимости рабочей силы, административного регулирования и изменения организационной структуры компаний.

бизнес-тренд

Большинство компаний оценивает свой регион как благоприятное место для ведения бизнеса, однако, говоря об организации нового бизнеса в регионе, более половины респондентов высказались в негативном ключе. Примерно три четверти участников опроса утверждают, что дела у их компаний идут неплохо. И хотя компании еще не в полной мере оправились от послед- ствий кризиса, они намерены сделать это в ближайшем будущем Основным препятствием для развития является «Низкая доступность персонала требуемой квалификации на рынке труда». С приличным отрывом от этой проблемы, на втором месте, расположился «Общий спад спроса на продукцию в отрасли». Третье место в ограничении развития бизнеса – у «Низкой доступности финансов». Среди компаний преобладает мнение, что региональные администрации уделяют недостаточно внимания вопросам развития МСБ. При этом каждая десятая из опрошенных компаний участву- ет в какой-либо программе поддержки предпринимательства, реализуемой региональными властями, и большинство компаний-участников ощущают пользу, которую им дает участие в программах. Самым узнаваемым объектом инфраструктуры поддержки оказались бизнесинкубаторы. Об их деятельности осведомлены 13% участников опроса. Осведомленность о других объектах инфраструктуры поддержки ни разу не превысила 10%. Самую низкую информированность компании демонстрируют в отношении центров прототипирования: всего 2% опрошенных руководителей компаний хорошо представляют себе, что это такое. «ОПОРА РОССИИ» с сожалением констатирует, что на практике развитие МСБ не стало приоритетным направлением политики и существует значительный дисбаланс между спросом со стороны бизнеса на качественные условия и тем, что регионы могут сегодня предложить.

Предпринимательский климат Урала по областям

Показатели Челябинская область Оренбургская

область

Тюменская область Свердловская

область

Число малых предприятий

на 10 000 чел. населения

89 70 105 146
Доля малых предприятий

в общей занятости в регионе

11% 13% 11% 18%
Доля малых предприятий в занятости

в сфере обр. производства

17% 12% 10% 12%
Среднедуш. денежные доходы в мес., руб 15 044 11 588 27 553 19 244
ВРП на душу населения, руб. 189 459 200 942 928 374 214 876

Рейтинг российских регионов по индексу условий для развития МСБ
В исследование попали 4 области Уральского федерального округа. Места в общем рейтинге выглядят следующим образом:
3 место – Челябинская область, 11 место – Оренбургская область, 14 место – Тюменская область и только 29 место – Свердловская область

Примечание: слагаемые оценены по шкале от 1 (самое худшее значение) до 4 (самое лучшее значение).

No Регион Недвижимость и инфраструктура Доступность людских ресурсов Доступность финансовых ресурсов Административный

климат и безопасность

Система поставщиков
1 Московская

область

3,03 3,17 3,17 3,64 3,64
2 Краснодарский край 2,82 2,64 3,01 3,75 3,40
3 Челябинская

область

2,74 2,69 2,77 3,65 3,53
4 Ставропольский край 2,85 2,60 3,00 3,77 3,07
5 Самарская

область

2,92 2,74 2,65 3,48 3,29
11 Оренбуржская область 2,71 2,58 2,41 3,56 3,32
14 Тюменская

область

2,88 2,58 2,30 3,55 3,13
29 Свердловская область 2,80 2,42 2,17 3,23 2,89

Категория: Инновационный парус

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *