Е. В. Куйвашев: Оказывая поддержку малому и среднему бизнесу, мы создаем кумулятивный эффект

Евгений Владимирович Куйвашев, 6 сентября назначенный указом Дмитрия Медведева на пост полномочного представителя Президента РФ в УФО, беседует с Ольгой Старцевой, директором информационно-аналитического агентства «УралИнфо», на одну из самых актуальных тем, касающихся регионального развития малого и среднего бизнеса. Речь идет об инвестиционном климате в УфО, тенденциях к его улучшению, а также препятствиях, которые необходимо преодолеть.

Е. В. Куйвашев, краткая биография:

Родился 16 марта 1971 г. В поселке Луговской Ханты-Мансийского района Тюменской области.

После службы в рядах Советской армии учился в Тобольском медицинском училище, затем переехал в поселок Пойковский Нефеюганского района, где с 1997 по 2005 г. работал в администрации поселка, в том числе в качестве руководителя администрации.

В 1999 г. Окончил Московский военный институт Федеральной пограничной службы РФ. Специальность: юриспруденция, квалификация: юрист.

В 2010 г. Прошел профессиональную переподготовку в Тюменском государственном университете по программе: «Государственное и муниципальное управление».

В 2005 году стал заместителем руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по городу Москве, заместителем главного судебного пристава Москвы.

Декабрь 2005 г. – июль 2007 г. – глава администрации города Тобольска.

Июль 2007 г. – январь 2011 г. – глава администрации города Тюмени.

29 января 2011 г. Распоряжением Руководителя Администрации Президента РФ назначен заместителем полночного представителя Президента РФ в УФО.

6 сентября 2011 г. Указом Президента РФ назначен полномочным представителем Президента РФ в УФО.

- Евгений Владимирович, расскажите, какие закономерности поддержки и проблемы развития малого и среднего бизнеса сейчас актуальны в УФО?

- Если говорить о сфере МСБ, как о пласте развития экономики того или иного региона, здесь можно отметить определенные проблемные моменты, которые необходимо решить. В первую очередь, это административные барьеры и, как следствие, коррупция. Излишние бюрократические препоны, в частности в вопросах согласования разрешительных документов,  также имеют место быть. По статистике сейчас лишь каждый седьмой предприниматель  удовлетворен качеством предоставляемых государственных или муниципальных услуг.  Для того чтобы систематизировать основные проблемы и выработать комплекс мер по их устранению необходимо взаимодействовать с самими предпринимателями.

В этих целях сейчас ведется официальный прием заявлений граждан, при рассмотрении которых и выявляются наиболее распространенные проблемы. В основном они связаны с такими направлениями, как пожарная безопасность, согласование инвестиционных проектов, выделение земельных участков и таможенное оформление. Стоит отметить, что значительная часть жалоб со стороны инвесторов касается действий чиновников, связанных с земельными вопросами и арендными правоотношениями. До сих пор во многих муниципалитетах не реализован принцип «одного окна» в вопросах оформления земель и помещений в собственность и в аренду.  К сожалению у нас еще есть чиновники, умышленно противодействующие предпринимателем. Подтверждением этому служит тот факт, что из 358 заявлений на аренду и выкуп государственной собственности, поданных за 2010 г в региональное министерство по управлению государственным имуществом, в 340 случаях был дан отрицательный ответ. При этом 140 человек сочли необходимым оспорить это решение в суде.

Помимо вышеперечисленного, можно выделить еще два «камня преткновения», мешающих развитию малого и среднего бизнеса.  Первый – это непрогнозируемый рост цен на землю: за последние годы кадастровая стоимость  отдельных земельных участков неоднократно менялась, что существенно повлияло на финансовые резервы бизнеса.

Вторая проблема связана с транспортной инфраструктурой. В частности, по словам представителей бизнес-сообщества, рост тарифов на перевозки оказывается фактором, снижающим конкурентоспособность российских товаров.

- Как показывает практика, развитие экономики регионов сейчас во многом зависит от инновационных проектов, реализующихся на территории УФО. Какие существующие инновационные проекты в сфере малого и среднего бизнеса заслуживают особого внимания?

- В отношении инновационных проектов в сфере малого и среднего бизнеса приведу пример Свердловской области. В июле 2010 года на основе софинансирования, за счет средств регионального и  федерального бюджетов (соответственно в размере 5,4 млн руб и 9,7 млн руб) была создана Автономная некоммерческая организация «Инновационный центр малого и среднего предпринимательства Свердловской области». Центр работает с инициаторами инновационных проектов – консультирует, обучает, оказывает помощь в патентовании, продвигает, подготавливает проект в соответствии с требованиями инвесторов.

Благодаря поддержке центра уже реализованы конкретные проекты и получены инновационные продукты, прошедшие все стации коммерциализации.

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы привлечения инвестиций в малый и средний бизнес?

- Отмечу, что на данном этапе экономического развития России малый и средний бизнес не может активно развиваться без государственной поддержки. Тогда как роль МСБ в развитии экономики регионов и страны в целом весьма велика. Именно поэтому во всех субъектах РФ, входящих в состав УФО действуют программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, в рамках которых оказывается и финансовая поддержка субъектам МСБ, в том числе инновационным. Проводимый аппаратом полномочного представителя президента в УФО анализ демонстрирует устойчивый рост объемов инвестиций, осуществляемых субъектами РФ, входящих в состав УФО. Так в 2008 г на реализацию мероприятий по направлениям поддержки МСБ в округе за счет региональных, муниципальных бюджетных и внебюджетных средств было израсходовано 2,7 млрд рублей; в 2010 г эта цифра составила уже 3,4 млрд рублей, а к 2011 г по экспертным оценкам, данный показатель должен увеличиться еще на 15%.

При этом  немаловажную роль в увеличении инвестиционной активности играют федеральные субсидии, выделяемые в рамках конкурсов Минэкономразвития России субъектам Федерации на поддержку МСБ. Суммарный объем таких субсидий также имеет тенденцию к увеличению: если в 2009 году субъекты РФ, входящие в УФО получили около 1,3 млрд. рублей, то в 2010 эта цифра увеличилась до 1,6 млрд. рублей.

Вышеперечисленные факторы оказывают первостепенное влияние на экономическое развитие округа и создают наиболее благоприятный инвестиционный климат.

- Улучшение инвестиционного климата невозможно без соответствующей законодательной базы. Насколько эффективны актуальные Федеральные законы, касающиеся инвестиционной деятельности в сфере МСБ?

- Для развития инвестиционной активности предпринимателей наиболее важную роль играют вопросы финансовой и имущественной поддержки со стороны органов власти, вопросы административных барьеров, а также вопросы действующей системы налогообложения.

В части финансовой поддержки я уже упоминал о программах поддержки малого и среднего предпринимательства, в соответствии с которыми из федерального и региональных бюджетов выделяются финансовые средства на поддержку МСБ. Здесь можно с уверенностью утверждать, что положения федерального закона №2009-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» получили практическое воплощение и развитие.

Что касается имущественной поддержки, то здесь ключевым для предпринимателей является федеральный закон № 159-ФЗ, регулирующий вопросы отчуждения арендуемого имущества. На данный момент аппарат полномочного представителя осуществляет масштабный мониторинг  реализации закона во всех муниципальных образованиях УФО, итоги которого планируется рассмотреть на заседании Совета по содействию развитию малого и среднего предпринимательства при полномочном представителе Президента РФ в УФО в декабре текущего года.

В отношении административных барьеров отмечу, что данную проблему для субъектов МСБ призван решить федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Учитывая, что данный нормативно правовой акт вступил в силу с 1 мая 2009 г, корректно оценить ход его реализации (с учетом динамики проверок) можно будет только по итогам 2011г. Аппаратом полномочного представителя президента был проведен анализ хода реализации данного закона в округе в 2009-2010 гг в отношении субъектов МСБ. При этом были использованы данные 32 региональных подразделений, в том числе, МЧС России, Ространснадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Ростехрегулирование, а также информация органов прокуратуры.  По итогам данного анализа был выявлен ряд позитивных моментов. В частности, наблюдается положительная тенденция снижения нагрузки контрольных органов на бизнес: в 2010 г среднемесячное число проверок субъектов МСБ сократилось на 1,4 тысячи по сравнению с 2009 г. Также отмечено, что органы прокуратуры, в соответствии с федеральным законом №294-ФЗ, стали производить надзор за законностью включения плановых проверок в ежегодные планы проверок и производить оценку законности отдельных оснований назначения внеплановых выездных проверок. Это привело к тому, что доля плановых проверок малых предпринимателей в 2010 г возросла с  43% до 47%. Кроме того, изменилась структура внеплановых проверок: если в 2009 г основная доля проверок внепланового характера (49%) производилась на основании заявлений граждан, то в 2010 г уже 67% таких проверок осуществлялось по выданным ранее предписаниям. Постепенно начинает работать уведомительный порядок  начала предпринимательской деятельности. Порядка 23% предприятий МСБ, созданных в УФО в 2010 г, начали свою деятельность на основании уведомлений.

Говоря о снижении налоговой нагрузки на субъекты МСБ, могу отметить, что во всех субъектах Федерации, входящих в УФО, утверждены законы, устанавливающие дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, если объектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов, в зависимости от их категорий. При этом в Тюменской области,   ЯНАО и ХМАО – Югре для всех категорий налогоплательщиков установлена минимальная ставка на уровне 5%.

Кроме того, в четырех из шести субъектов Федерации в составе УФО была  установлена дополнительная мера снижения налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей – применение  упрощенной системы налогообложения на основе патента.

- Какие механизмы привлечения инвестиций используются в УФО для базовых отраслей и для МСБ? Возможно ли в ближайшее время развитие института бизнес-ангелов?

- На данный момент в каждом из регионов УФО разработаны программы привлечения инвестиций, в которых предусмотрен широкий перечень механизмов активизации инвестиционной активности – налоговые льготы, государственные гарантии, субсидии и т.д.

Помимо этого региональные власти в стремлении повысить инвестиционную активность региона постоянно ищут свежие идеи и решения, такие как Корпорация развития Среднего Урала, стартовый офис для иностранных инвесторов в Челябинской области, венчурные фонды и т.д.

Что касается бизнес-ангелов, на мой взгляд, данный институт получит развитие лишь тогда, когда накопится определенная критическая масса выгодных с экономической точки зрения инвестиционных проектов. А для того, чтобы это произошло, должна развиваться инновационная инфраструктура, в частности, технопарки. К слову, в перспективе именно технопарки могли бы привлекать бизнес-ангелов  для поддержки интересных проектов, однако, для этого они должны  стать достаточно развитыми структурами.  Учитывая, что в начале 2011 г на территории УФО действовало лишь 10 технопарков, основная часть которых появилась только в 2008-2009 гг, можно констатировать, что они находятся на начальном этапе развития. За столь короткий срок они не еще не успели превратиться в серьезных «производителей» малых инновационных предприятий. Поэтому думаю, что для развития института бизнес-ангелов необходимо еще некоторое количество времени.

- Расскажите, пожалуйста, о Вашем назначении  на должность полномочного представителя Президента РФ в УФО. Каковы на ваш взгляд итоги работы прежнего полпреда, Николая Александровича Винниченко?

- Мне довелось работать с господином Винниченко, поэтому  могу с уверенностью сказать, что он один из тех людей, на которых стоит равняться. Его профессиональные достижения и личные качества говорят сами за себя. Он является обладателем нескольких престижных наград, в числе которых Орден Почета, Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Еще до 2001 г он прошел большой путь от прокурора отдела прокуратуры Ленинграда до заместителя прокурора города — начальника следственного управления. После этого он замещал должность главного федерального инспектора аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, был назначен на должность прокурора Санкт-Петербурга, а также стал главным судебным приставом РФ. Это дало ему неоценимый опыт и позволило блестяще исполнять свои полномочия в должности полномочного представителя Президента в УФО на протяжении более чем трех лет. Нынешнее назначение Николая Александровича, несомненно, еще один уверенный шаг вперед в его блестящей карьере. Я, в свою очередь, сделаю все возможное, чтобы продолжить путь социально-экономического развития региона, вектор которому задал господин Винниченко.

Перспективные инновационные проекты УФО в сфере малого и среднего бизнеса:

1. Проект по разработке и производству линейки отечественного рентгенодиагностического  оборудования нового поколения со сверхмалым воздействием излучения на пациентов и персонал (ЗАО «Дата-Центр Икс-Рэй»). Объем рынка рентгеновского медицинского оборудования в России оценивается в 45 млрд.рублей в год.

В Свердловской области был изобретен импульсный рентгенодиагностический передвижной аппарат ЯСЕНЬ-01, являющийся электрическим генератором  импульсов наносекундой длительности с уникальной рентгеновской трубкой с холодным катодом,  позволяющим снизить дозу облучения пациентов и персонала в 10 и более раз. Все разработки запатентованы. Аппарат прошел государственные медицинские испытания и получил высокую оценку Главного рентгенолога РФ. Аппарат характеризуется низким электропотреблением, малыми размерами и весом, легкостью маневрирования и возможностью дистанционного запуска экспозиции по радиоканалу, что позволяет значительно облегчить работу рентгеновских лаборантов в условиях палат реанимации.

2. Организация серийного выпуска, реализация и сервисное обслуживание на российском и зарубежных рынках мобильных систем пожаротушения, основанных на технологии «ГИРС» (ООО «НПП «Лантан-1»). Объем рынка таких устройств в России, по оценкам специалистов МЧС России  составляет порядка 1 960 млн руб.

Устройство пожаротушения «ГИРС 400» предназначено для тушения огнетушащими жидкостями (ОТЖ) локальных очагов пожара класса А, В, С. Устройство позволяет проводить тушение водой электроустановок, находящихся под напряжением до 10 кВ включительно. Устройство может быть укомплектовано резервным аппаратом защиты органов дыхания и зрения оператора для работы в непригодной для дыхания, токсичной и задымленной газовой среде. «Гирс 400» является самой мощной переносной системой пожаротушения в мире из серийно выпускаемых аналогов.

Оба малых предприятия получили гранты на поддержку за счет бюджета Свердловской области в общей сумме 8,5 млн руб.

Категория: Актуальное интервью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *