НИКОЛАЙ ВИННИЧЕНКО: « Поддержка инновационных предприятий – государственная политика»

19 мая состоялось заседание по содействию развитию малого и среднего предпринимательства при полномочном представителе Президента в УрФО Н.А.Винниченко, посвященное вопросам поддержки инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе. Как выглядит текущая ситуация, какие меры принимает власть для развития инновационной экономики регионов округа и по поддержке малого и среднего бизнеса – основного сегмента, где рождаются инновации, — об этом беседа директора информационно-аналитического агентства «УралИнфо» Ольги Старцевой с Николаем Александровичем Винниченко, полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе*.

Данное интервью было подготовлено и согласовано буквально за несколько дней до того, как Президент РФ подписал указ о назначении Николая Александровича Винниченко на пост полномочного представителя Президента в Северо-Западном округе. Преемником господина Виниченко, полпредом Президента на Урале стал Евгений Владимирович Куйвашев, его первое интервью в новой должности также опубликовано на страницах этого номера.

– Николай Александрович, как Вы оцениваете координирующую роль Совета по содействию развитию малого и среднего предпринимательства, который возглавляете, в части поддержки инновационных предприятий?

– Аппаратом полномочного представителя ведется регулярная работа с органами власти субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере. За период с июля 2010 г. по июль 2011 г. было проведено три заседания Совета, на которых рассматривались вопросы развития малых инновационных компаний, а также объектов инновационной инфраструктуры. В марте 2011 г. было проведено выездное заседание Совета в городе Казани. Члены Совета ознакомились с опытом организации работы крупнейших технопарков России:

ГАУ «Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-Парк» и ОАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея». Результаты проводимой аппаратом полномочного представителя работы — формирование в субъектах Федерации реестров объектов инновационной инфраструктуры, разработка планов-графиков мероприятий по развитию технопарковых структур в регионах, организация регулярного мониторинга со стороны органов власти субъектов Федерации за деятельностью технопарков; начало разработки в ряде субъектов Федерации специализированных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность технопарков; активизация деятельности субъектов Федерации по участию в конкурсах, проводимых Минэконом развития России, по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность (по прогнозным данным, в 2011 г. из федерального бюджета субъектами Федерации будет получено в 1,5 раза больше средств, чем в 2010 г.); организовано более тесное взаимодействие между органами власти субъектов Российской Федерации и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (в 2010 — 2011 гг. представительства Фонда наряду со Свердловской областью начали действовать в Тюменской и Челябинской областях).

– В Свердловской области с начала этого года действует закон об инновационной деятельности. 5 июля в первом чтении депутатами облдумы принят закон о технопарках. В то же время федеральные законы по поддержке инновационной деятельности все не могут родиться… Нет инновационных каникул, банковских льготных кредитов, налоговых преференций для малых инновационных предприятий…

– Безусловно, все еще сохраняется целый ряд вопросов нормативноправового регулирования инновационной деятельности на федеральном уровне. В настоящее время отсутствует единый нормативный закон, устанавливающий требования к понятию«технопарк», определяющий его статус и предмет деятельности. При этом следует отметить, что в декабре 2010 г. подзаконные нормативные правовые акты, содержащие ключевые критерии деятельности технопарка, были приведены в соответствие между собой. Так, Приказом Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 г. определено, что предметом деятельности технопарка является создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий в научно-технической, инновационной и производственной сфере путем создания материальнотехнической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности. Распоряжением Правительства России от 27 декабря 2010 г. было закреплено понятие «технопарк в сфере высоких технологий». Согласно указанному распоряжению, целью технопарка в сфере высоких технологий является инновационное предпринимательство и реализация венчурных проектов. Достижение заявленной цели осуществляется путем создания материально-технической, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий.

– В каждом ли субъекте УрФО действуют законы, нормативные правовые акты, регулирующие вопросы субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), осуществляющих инновационную деятельность?

– Да, во всех регионах Уральского федерального округа действуют законы об инновационной деятельности, а в Свердловской области их два. Целевые программы поддержки инновационных предприятий, в том числе СМСП, отсутствуют в Курганской и Свердловской областях. В Курганской области такую программу планируется принять в этом году, в Свердловской области действует постановление «О приоритетных направлениях развития нанотехнологий на 2008-2010 гг.», в рамках которого ежегодно издаются постановления о предоставлении субсидий. В Челябинской и Свердловской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе поддержка СМСП, осуществляющих инновационную деятельность, ведется в рамках двух целевых программ, связанных с поддержкой предпринимательства и малого бизнеса, а также с развитием инновационной деятельности (нанотехнологий).

– Изменение законодательства – панацея?

– Изменение законодательства, само по себе, не способно привести к быстрой модернизации нашей экономики. Это лишь элемент, способствующий развитию инновационной системы. На недавно завершившемся саммите «Большой двадцатки» Президент Российской Федерации прямо заявил, что от среднего и малого бизнеса, от его самочувствия зависит … продвижение новых продуктов, создание инноваций. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России предусмотрено, что к 2020 г. доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна составлять как минимум 40%. А это означает, что и доля малых и средних инновационных предприятий должна быть не меньше. Удельный вес малых инновационных предприятий в Уральском федеральном округе составляет немногим более 5%. Безусловно, этот результат по статистической выборке. Однако с большой долей вероятности его можно распространить на весь массив малых и средних инновационных предприятий. Положительным фактором является то, что доля малых инновационных предприятий в Уральском федеральном округе растет, начиная с 2005 года. По этому показателю наш округ является лидером среди других федеральных округов России. А по объему затрат малых предприятий на технологические инновации Уральский округ уступает только Центральному и Приволжскому федеральным округам. Однако успокаиваться не стоит. До достижения стратегических показателей нам еще далеко. Например, по удельному весу инновационных товаров в общем объеме отгруженных малыми предприятиями товаров округ располагается на шестом месте среди восьми федеральных округов.

– Как сегодня выглядит не на словах, а на деле финансирование инновационных предприятий малого и среднего бизнеса? Налоговые преференции?

– Ряд общественных организаций округа, по поручению аппарата полномочного представителя, в 2010 г. провел опрос малых и средних инновационных компаний. 70% респондентов указали, что ключевым фактором, сдерживающим инновационное развитие, является недостаток финансовой поддержки, в том числе оказываемой органами власти. На федеральном уровне принят целый ряд мер для стимулирования органов власти субъектов Федерации по оказанию поддержки инновационному малому и среднему предпринимательству. Минэкономразвития России предоставляет очень широкий спектр субсидий для субъектов Федерации. С их помощью, в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Федерации, может быть профинансирован комплекс мероприятий по проведению исследований и внедрению инноваций. Мероприятия предусматривают не только прямую поддержку действующих и начинающих малых инновационных компаний, но и финансирование продвижения инновационных товаров на европейские рынки и создания инфраструктуры инновационной системы. Российский банк развития на федеральном уровне через банки-партнеры реализует программу «Финансирование для инноваций и модернизации». Программа достаточно интересная. В ее рамках инновационные субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность получить долгосрочный кредит до 150 млн рублей, а также прямые инвестиции до 60 млн рублей. В сфере налоговой политики уже сегодня действует целый ряд инструментов налоговых льгот. Они касаются вопросов учета расходов на НИОКР, ускоренной амортизации, инвестиционных налоговых кредитов. В ближайшее время планируется реализовать еще целый набор мер. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 г. Президент России заявил, что для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сфере, будет предусмотрен двухлетний переходный период с установлением более низкой ставки взносов на уровне 26 процентов.

– К сожалению, инициативы федерального уровня недостаточно активно поддерживаются субъектами Федерации в Уральском федеральном округе…

– Наиболее активными участниками конкурсов Минэкономразвития в 2010 г. выступали Свердловская и Челябинская области. На их долю приходится порядка 90% всех федеральных субсидий, выделенных Уральскому федеральному округу. Но даже эти регионы не используют весь спектр финансирования, предлагаемого Минэкономразвития России. На сегодняшний день в программах Российского банка развития на начальной стадии участия находится только три банка, расположенных на территории Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Их число может быть значительно больше. Власти субъектов Федерации могли бы организовать работу по увеличению числа банков-партнеров, обеспечить рост объемов получаемых малыми предприятиями кредитов в таких банках с использованием механизма региональных грантов. В субъектах Федерации не предусмотрены налоговые преференции регионального уровня для малых и средних предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. За период с 2008 по 2010 гг. из региональных бюджетов субъектов Федерации на поддержку инновационных малых и средних предприятий было выделено свыше 1,3 млрд рублей. Из них более 1 млрд рублей было затрачено на формирование инновационной инфраструктуры. Созданы технопарки в Тюменской и Курганской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Сформированы фонды венчурных инвестиций и инновационного развития в Челябинской области и Ямало-Ненецком автономном округе.

– А что еще необходимо делать, помимо развития инфраструктуры?

– Необходимо активнее оказывать поддержку непосредственным участникам инновационного процесса. Однако выдача субсидий и грантов малым инновационным предприятиям в регионах пока недостаточно развита. В 2010 г. объем средств, предоставленных непосредственно малым инновационным компаниям из региональных бюджетов, составил 118,7 млн рублей, или 26% от всего объема средств, затраченных на финансирование инноваций. Финансовая помощь в виде субсидий и грантов малым инновационным компаниям наиболее развита в Челябинской и Свердловской областях. Из 109 малых инновационных предприятий Уральского федерального округа, получивших поддержку в 2010 г. из региональных бюджетов, 86 расположено в вышеназванных регионах. При этом поддержка инновационных малых и средних предприятий органами власти в Ямало-Ненецком автономном округе, Челябинской и Свердловской областях оказывается крайне неравномерно. В 2010 г. порядка 70% средств было предоставлено малым компаниям только в ноябре-декабре. Одной из причин этого является то, что субъекты Федерации не хотят расходовать средства регионального бюджета на поддержку малых инновационных предприятий до момента получения субсидий из Минэкономразвития России. А в этом году субсидии поступили только в конце года. Это порочная практика. Ничто не мешает регионам более равномерно расходовать средства своего бюджета. Хочу отметить, что большая часть инфраструктуры инновационной системы в регионах создана на основе софинансирования за счет средств региональных бюджетов. Однако органам власти необходимо определить место в инфраструктуре коммерческих центров, предусмотрев льготный и упрощенный доступ к их услугам малых инновационных компаний за счет региональных бюджетов.

– Насколько эффективно работает Фонд Бортника на территории округа?

– Отдельно отмечу работу Фонда Бортника на территории Уральского федерального округа. Фонд оказывает поддержку малым и средним инновационным предприятиям в рамках программ «Старт» и «Развитие». Только в 2010 г. объем такой поддержки составил 315,4 млн рублей. Для сравнения, из бюджетов субъектов Федерации на все мероприятия инновационного характера в 2010 г. было выделено 450,5 млн рублей. Поддержка, оказываемая Фондом, наиболее развита в Челябинской и

Свердловской областях. На их долю приходится 64% средств, израсходованных Фондом на территории округа в 2010 г. Обращаю внимание на тот факт, что свыше 60% малых и средних предприятий, получивших гранты Фонда Бортника по программе «Старт», достигли стадии опытного образца или мелкосерийного производства. Органы власти субъектов Федерации могли бы использовать опыт Фонда по системе отбора проектов.

– Что, на Ваш взгляд, тормозит процесс эффективной целостной целевой, а не разрозненной, поддержки инновационным предприятиям? Как можно улучшить ситуацию?

– В целом в субъектах Федерации отсутствуют комплексные централизованные базы данных об инновационных разработках, инновационных предприятиях, потребностях крупных компаний в инновационных продуктах. Результатом этого является несформированность выстроенной системы мониторинга деятельности малых инновационных компаний. В основном в регионах субъекты инновационной инфраструктуры формируют не связанные между собой разрозненные базы по различным вопросам инновационной деятельности. Либо органы власти формируют базы по узким вопросам. Например, в Тюменской области и Ямало-Ненецком автономном округе есть база данных о малых инновационных предприятиях, в Ханты-Мансийском округе – о приоритетных проектах. В Свердловской области вопросы поддержки и развития малого бизнеса и вопросы инновационной деятельности закреплены за различными структурными подразделениями. Это расщепляет процесс поддержки на не- связанные части. Отсутствуют орган, координирующий работу этих подразделений с малыми инновационными компаниями. Необходимо разработать целостную систему поддержки инновационных малых и средних компаний, предусматривающую порядок взаимодействия всех ее элементов, закрепленный в соответствующих регламентах. К числу элементов инновационной системы относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления, крупные предприятия, вузы, субъекты инновационной инфраструктуры, федеральные институты развития, а также финансовые институты. В регионах должен существовать четкий алгоритм действий инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства по получению конкретных видов поддержки. Для развития инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства необходим комплексный подход к формированию инновационной системы и инновационной среды в каждом субъекте Федерации. Региональным властям необходимо создавать условия для полного цикла развития инноваций. Нужно максимально использовать возможности федеральных фондов и программ поддержки. А это значит, что необходимо создавать для малых инновационных предприятий условия по получению оптимальной помощи на региональном и федеральном уровнях.

…Одно из важнейших направлений политической стратегии, обозначенной Президентом РФ Дмитрием Медведевым, – утверждение статуса России как современной мировой державы, достигшей успеха на инновационной основе. Государство встало на инновационный путь развития. Цели и задачи инновационной политики РФ сформулированы в ряде документов, в том числе в концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. Технопарк является важнейшим элементом формирования инвестиционной российской экономики, содействуя становлению, развитию и подготовке к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий, создающих новые рабочие места. Технопарк – особая экономическая зона, на территории которой развивается производство инноваций. Система технопарков – это научная среда, в которой концентри-руются малые инновационные предприятия. Здесь важно взаимодействие науки и бизнеса. Кроме того, это создание дополнительных рабочих мест и налоговых поступлений. Органы власти должны способствовать развитию технопарков и выходу России на инновационный путь развития.

Категория: Актуальное интервью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *