На страже интересов клиента

О бизнесе, связанном с оказанием юридической помощи.

Какими навыками в первую очередь должен обладать хороший юрист, строящий бизнес на оказании правовой помощи населению? Мастерством убеждения, способностью правильно трактовать букву закона, а может быть умением чувствовать рынок и обладать хорошими предпринимательскими качествами? Для того чтобы выяснить это, мы встретились с преуспевающим юристом Сергеем Саркисовым, осуществляющим свою коммерческую деятельность в городе Качканар, и расспросили его об особенностях профессии, а также об основных деловых и личностных качествах, которые должен воплощать в себе настоящий правозащитник.

- Давно ли вы начали свое дело? Чего удалось достичь за это время?

- Стартовой точкой для моего бизнеса стала символическая дата: девятое сентября 2009 года (09.09.09). Именно тогда я получил свидетельство о том, что являюсь предпринимателем. С этого момента стал заниматься тем, что получается лучше всего: оказывать посильную правовую помощь населению, в том числе и представителям предпринимательского сообщества. Могу сказать, что в наше время возникает множество споров, нарушаются права многих людей и организаций, поэтому защита их прав и законных интересов является неизменно востребованной услугой.

За период с момента основания бизнеса мне удалось сделать несколько основополагающих вещей, необходимых не только практикующему юристу, но и любому дальновидному предпринимателю – создать небольшую, но профессиональную команду (сейчас в штате три человека: два юриста и один бухгалтер), а также обрести некоторую известность, заручившись доверием своих клиентов. При этом я практически не занимался самопродвижением. Здесь скорее сработал хорошо знакомый всем принцип «сарафанного радио», когда люди, которым я уже успел помочь, начали советовать своим друзьям и коллегам обращаться именно ко мне.

- Говорят, что в юридическом бизнесе сейчас довольно большая конкуренция…

- В нашем регионе действительно много юристов (специализированные ВУЗы и отдельные кафедры в университетах и учреждениях средне специального образования регулярно выпускают тысячи молодых специалистов в области юриспруденции), поэтому были определенные опасения на счет того, удастся ли найти и занять свою нишу. Оказалось, что эти опасения волновали меня напрасно. Конечно, людей, профессионально занимающихся оказанием правовой помощи населению у нас немало: скажем, по соседству с моим офисом работает несколько адвокатов и функционирует юридическое агентство, но это не мешает мне вести свое дело и иметь достаточно большой объем работы. Квалифицированных, увлеченных юристов немного и общество в них нуждается достаточно остро.

- Каков процент ваших успешных дел?

- Процент успешных дел с каждым разом все больше и больше: еще три года назад он составлял порядка 60%, а на сегодняшний день около 95%. Бытует мнение, что успешный юрист обычно выбирает те дела, за которые он бы хотел взяться. Я же, не смотря на большое количество обращений, по возможности берусь за все дела. Это отнимает практически все мое время, но я твердо уверен: чем больше работаешь, тем больший опыт накапливаешь и растешь в профессиональном плане.

- Можете ли вы привести статистические данные о ваших клиентах: кто обращается за помощью, в каких сферах возникает больше всего споров и какова численность обращений, скажем, за год?

- За год ко мне обращается порядка 1 тыс. клиентов. Это неплохой результат, особенно если учитывать, что в Качканаре проживает всего 47,5 тыс. человек. Если говорить про емкость рынка, то, как минимум 30% лиц, нуждающихся в правовой помощи, обращаются ко мне. В среднем за день я принимаю участие в трех-четырех процессах.

Основные мои клиенты — это частные лица. Главными проблемами, с которыми приходится сталкиваться, работая в этом направлении, являются правоотношения в сфере ЖКХ, в области страхования, а также семейного, наследственного и трудового права.

Предприниматели также обращаются ко мне за помощью. Основные проблемы здесь возникают в сфере услуг и взаимоотношений, связанных с работниками. Как правило, работодатели обращаются, если нанесен какой либо ущерб: либо это ущерб, связанный с виновными действиями работника, либо порчей или утратой имущества предприятия.

В части взаимоотношений с госструктурами могу отметить споры, связанные с обжалованием действий государственных органов и должностных лиц (административное право), пенсионного фонда, сотрудников ГИБДД.

К слову, права качканарцев нередко приходится отстаивать в судах Екатеринбурга – с этой целью я посещаю столицу Урала примерно 2-3 раза в неделю.

- А какие еще сферы правоотношений, будут актуализироваться в ближайшее время?

- Сейчас перспективный рынок – это оказание банковских услуг. В частности в случаях, когда с клиентов взимается незаконная комиссия за открытие и ведение счета. По сути, банк за счет законной процентной ставки итак получает в 2-3 раза больше той суммы, которую предоставляет в кредит. Не все знают, но по этому поводу есть официальные разъяснения Центробанка, а также соответствующая судебная практика. Так при скромном кредите клиенту можно вернуть около 40 тыс. рублей в год, тогда как исковая давность сейчас составляет 3 года, получается, то по каждому кредиту можно забрать 120 тыс. рублей. Помимо этого есть скрытые комиссии, которые также запрещены законодательством.

- Приходилось ли вам вставать на защиту средств массовой информации?

-К нам обращалось несколько СМИ, в частности представители одного печатного издания с просьбой выстроить линию защиты в деле, где истцом выступали государственные органы. Не буду вдаваться в подробности, но нам удалось отстоять интересы газеты..

Нередки случаи, когда представители конкурирующего СМИ публикуют информацию, дискредитирующую журналиста или целое издание в глазах аудитории. При этом нарушителями, как правило, используются ресурсы сети Интернет, поскольку там проще «замести следы». Тем не менее, это публичное оскорбление в СМИ, поэтому можно говорить о правомерности иска о защите чести, достоинства и деловой репутации. Это достаточно серьезное уголовное преступление, влекущее за собой помимо прочего возмещение морального ущерба потерпевшему.

Как предприниматели могут оградить себя от нарушений их прав?

- Одна из основных проблем, в результате которой возникает большое количество судебных тяжб — это доверие между предпринимателями. В бизнесе такое доверие может повлечь за собой весьма серьезные последствия. Скажем, когда родственники занимаются бизнесом, они редко задумываются над тем, чтобы зафиксировать свои правоотношения. Между тем споры и коллизии возникают постоянно. Так, один предприниматель некоторое время вел совместный бизнес со своей женой, не потрудившись закрепить правоотношения. В этот период у них было больше 20 судебных споров друг с другом.

Могу дать совет всем предпринимателям: если взаимоотношения между друзьями или родственниками связаны с бизнесом, то никогда не стоит пренебрегать составлением соответствующих договоров на правовом поле. Это может избавить обе стороны от множества проблем.

- В каком ключе на ваш взгляд должно развиваться российское законодательство? Нужен ли нам институт судебных прецедентов?

- В мире существует две основные системы права: романо-германская и англо-саксонская. В российское законодательство развивается в соответствии с первым вариантом. В то же время судебный прецедент – понятие, присущее англо-саксонской системе, поэтому как такового института судебного прецедента у нас нет, однако отдельные его проявления все же встречаются: тиражируемая судебная практика, обзоры судебной практики. Есть и такое понятие как преюдиция (преюдицией в процессуальном праве называется обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без дополнительной проверки факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором по какому-либо другому делу, — прим. ред.). Все это позволяет говорить о том, что институт судебных прецедентов постепенно проникает в нашу правовую систему. Главное, на мой взгляд, не копировать опыт зарубежных стран, а адаптировать его к нашей правовой системе.  В целом можно говорить о том, что «золотая середина» кроется где-то посередине между двумя правовыми системами.

Категория: Право

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *