Российский автопром: состояние, тенденции, перспективы.

Автомобильная промышленность в России – важная отрасль отечественного машиностроения, она способна оказывать определяющее воздействие на уровень экономического развития страны. Однако до недавнего времени это направление развивалось несколько неоднозначно. С одной стороны повышение общего уровня доходов населения, развитие системы кредитования и ряд других факторов способствовали стремительному росту рынка, а с другой наблюдалась устойчивая тенденция к сокращению доли отечественных производителей. Какова же ситуация в этой отрасли машиностроения России на сегодняшний день?

Анализ автомобильного рынка

На сегодняшний день автомобильная промышленность России создает около 1% ВВП, обеспечивает около 400 тыс. рабочих мест только в кампаниях, являющихся производителями автомобилей и комплектующих. В остальных же компаниях отрасли (зависимые и дилерские предприятия) создается порядка 1 млн. рабочих мест. При этом можно говорить о том, что отрасль задействует не только компании машиностроительного сегмента, но и компании  электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Это обеспечивает так называемый мультипликативный эффект, позволяя обеспечивать в смежных отраслях дополнительную занятость около 4,5 млн. человек.

Однако нельзя не отметить и некоторые очевидные проблемы отечественного автопрома. Так серьезный удар по развитию рынка российской автомобильной промышленности нанес мировой экономический кризис. Так в 2009 году производство легковых автомобилей сократилось на 59,4% по сравнению с 2008 годом и составило 597 тыс. штук. Отечественных моделей легковых автомобилей в 2009 г. изготовлено 316,9 тыс. шт. (36,1% объема 2008 г.) или 53,1% общего объема производства легковых автомобилей. Выпуск автомобилей иностранных брендов составил 280,1 тыс. шт. (47,3% объема 2008 года) или 46,9% общего объема производства легковых автомобилей, в том числе предприятиями, работающими в режиме «промыш­ленной сборки» — 192,2 тыс. шт. (51,1% объема 2008 г.). В результате общий объем отгруженной в 2009 году продукции легкового автомобилестроения составил 227,0 млрд. руб. (59,2% объема 2008 г.) Схожая ситуация наблюдалась в производстве грузовых автомобилей и автобусов.

В результате общий объем отгрузки продукции собственного производства, включая производство автомобильных компонентов, в 2009 году составил 489,5 млрд. руб. (56% объема 2008 г.).

В январе-октябре 2009 года сальдированный финансовый результат по отрасли составил минус 60,8 млрд. руб. (в отличие от суммарной прибыли за аналогичный период 2008 г. – 19,9 млрд. руб.), в том числе:

  • по производству автомобилей – минус 57057,8 млн. руб. (легковых автомобилей – минус 40559,7 млн. руб., грузовых автомобилей – минус 11843,1 млн. руб., автобусов – минус 251,1 млн. руб.);
  • по производству двигателей внутреннего сгорания для автомобилей – минус 3033,3 млн. руб.
  • по производству частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей – минус 3999,9 млн. руб.

Однако неутешительные результаты, связанные с последствиями экономического кризиса, нивелируются положительными экспертными оценками перспектив изменения рынка автомобилестроения в России, согласно которым рынок имеет тенденции к значительному росту в долгосрочной перспективе. В частности восстановление докризисного уровня автопрома ожидается уже к 2013-2014 годам. Уже сейчас по данным авторитетной организации «Комитет Производителей Автомобилей» (AEB Automobile Manufacturers Committee) продажи легковых автомобилей в России увеличились на 45% в первых трех четвертях 2011 и на 26% в сентябре 2011. Среди десяти моделей, пользующихся наибольшим спросом, 9 произведены на территории РФ.  При этом первые четыре позиции уверенно удерживают автомобили LADA концерна «АвтоВАЗ». Первое место в списке самых продаваемых автомобилей в период с января по сентябрь 2011 заняла Kalina (109785 проданных авто), за ней следуют Priora, 2104/2105/2107 и Samara (по 107959, 95809 и 85656 проданных авто соответственно).

Динамика изменения рынка легковых автомобилей в России.

Отечественные предприятия автомобильной промышленности

Что касается предприятий, формирующих автомобильный рынок России, то на сегодняшний день в рыночном сегменте производителей автомобилей можно выделить 4 основных типа предприятий:

Традиционные российские производители (ОАО «АВТОВАЗ», «ГАЗ», ОАО «КАМАЗ», АМО «ЗИЛ» и т.д.). Такие предприятия имеют узнаваемый бренд и, как следствие, лояльность многих потребителей, однако зачастую имеют изношенную производственно-технологическую базу, ограниченные источники инвестиций, нуждаются во внедрении современных технологий и увеличении масштабов выпускаемых автомобильных платформ и моделей;

Российские сборочные предприятия (ОАО «Иж-Авто», ООО «Тагаз» и др.). Здесь ситуация диаметрально противоположна: наличие относительно современных технологий, а также гибкости производства здесь резко контрастирует с неразвитостью собственного инжиниринга и недостаточными масштабами производства для увеличения локализации.

Зарубежные производители (Renault, General Motors, Ford и др.). Учитывая тот факт, что иностранные предприятия, занимающиеся выпуском автомобилей, относительно недавно наладили производство своей продукции в России, масштабы производства и уровень локализации у них по-прежнему невелики, плюс зачастую они характеризуются отсутствием инжиниринговых центров.

Прямые импортеры. Такие компании присутствуют во всех категориях отечественного автомобильного рынка, а объем импортируемой ими продукции напрямую зависит от государственных мер тарифного и нетарифного регулирования.

Помимо градации по основным группам производителей, автомобильный рынок России обладает высоким уровнем фрагментации по выпускаемым моделям, что с одной стороны демонстрирует развитость рынка, но с другой пагубно влияет на конкурентоспособность по масштабам производства.

Не трудно догадаться, что основным производителем легковых автомобилей в России на данный момент является ОАО «АвтоВАЗ», его производственные мощности составляют около 1 млн. шт. в год. Стоит отметить, что остальные игроки производят в среднем менее 100 тыс. шт. в год.

Автокомпоненты как важнейшая часть автомобильного рынка России

Что касается производителей автокомпонентов (OES), в этом сегменте на российском рынке  можно выделить три основных типа производителей: российские, иностранные и совместные предприятия российских и иностранных производителей.

Российские производители автокомпонентов, в свою очередь, делятся на самостоятельные предприятия (предприятия группы «СОК», «Ителма» и др.) и те, что входят в состав предприятий-производителей автомобилей. Они характеризуются, как правило, тем, что нацелены на производство компонентов для существующих и устаревших российских моделей авто, испытывают дефицит новых разработок и технологий.

Совместные предприятия российских и иностранных производителей (ZF, Faurecia, Delphi и т.д.) располагают относительно современными технологиями производства и оборудованием. Они фокусируются преимущественно на производстве технологически простых компонентов с низким уровнем добавленной стоимости либо на лицензионной сборке сложных компонентов с низким уровнем локализации субкомпонентов (двигатели, КПП и т.д.). Еще одной отличительной чертой таких предприятий является узкая специализация в небольшом ассортименте продуктов из нескольких категорий компонентов.

Наконец, иностранные производители (Bosh, Lear, Federal Mogul и др.) характеризуются низким уровнем локализации субкомпонентов и сырья, узкой специализацией и относительно малыми масштабами производства (за счет не развитой клиентской базы). Такие предприятия ориентированы на поставки на внутреннем рынке и фокусируются на технологически простых компонентах с низким уровнем добавленной стоимости (свечи зажигания, выхлопные системы и т.д.).

Стоит, однако, отметить, что в ближайшие годы намечаются тенденции бурного развития российского рынка автокомпонентов. В частности, за счет взаимного проникновения отечественных и западных производителей на российские и иностранные производства. Вообще приход иностранных производителей компонентов в Россию, как в качестве независимых производств, так и в качестве совместных предприятий оказал благоприятное воздействие на развитие отечественных производителей. Благодаря появлению зарубежных компаний появились новые критерии качества, стали внедряться передовые технологии, были введены экологические стандарты и стандарты безопасности. В результате уже сейчас наблюдается повышение конкурентоспособности российских предприятий, занимающихся выпуском автомобильных компонентов.

НАПАК – стержневой элемент развития отрасли

Во многом на создание устойчивого вектора развития российского рынка автомобильных компонентов, а также на его консолидацию повлияло появление Национальной Ассоциации Производителей Автомобильных Компонентов (НАПАК). По сути, это некоммерческое добровольное объединение представителей бизнеса, объединивших свои усилия для реализации и достижения высокой миссии, предполагающей полноценную интеграцию отрасли в мировую автомобильную промышленность. Учредителями НАПАК стали авторитетные научно-исследовательские организации автомобильной промышленности (ФГУП НАМИ, ФГУП «Гипроавтопром», Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей НИКТИД) и крупнейшие автопроизводители (ООО «Завод «Автоприбор»», ГУП «Производственная ассоциация «Елабужский завод легковых автомобилей»» и ООО «Агентство спецпроектов и инновационных технологий»).

На данный момент НАПАК осуществляет свою деятельность по нескольким основным направлениям:

Обмен информацией и укрепление контактов межу членами Ассоциации за счет регулярного проведения маркетинговых исследований отрасли, предоставления членам актуальной информации о состоянии рынка, информации правового характера, оказания помощи в поиске деловых партнеров, организации конференций и иных подобных мероприятий.

Содействие инвестиционной и инновационной деятельности членов Ассоциации за счет предоставления информации о новых технологиях, координации совместных исследований и разработок, привлечения инвестиций, содействия реализации проектов по совершенствованию механизмов управления инноваций и технологического менеджмента на предприятиях.

Анализ, стандартизация и гармонизация за счет оказания содействия членам Ассоциации в проведении экспертиз и сертификации товаров и услуг, аттестации рабочих мест, оценке активов. Также в этом направлении Ассоциацией предпринимаются действия по разработке отраслевых стандартов, нормативов, технических регламентов и гармонизации с ЕС стандартов в области логистики и систем управления.

Содействие в создании благоприятной правовой среды для бизнеса за счет участия в разработке и экспертизе нормативных актов, а также разработке и продвижении перспективных планов развития отрасли.

Для всеобъемлющей деятельности в структуре Ассоциации создано четыре основных комитета, каждому из которых отведена своя роль:

Организационный комитет является своего рода посредником между органами исполнительной власти и производителями автокомпонентов. В его ведении находятся организация связи с федеральными органами власти, исследование фундаментальных управленческих проблем, ведение отраслевой базы данных, анализ структуры рынка и т.д.

Международный комитет призван развивать и осуществлять проекты, создаваемые для построения отношений с зарубежными странами.

Технический комитет оказывает информационную и техническую поддержку предприятиям при организации и развитии производства на территории РФ.

Комитет по развитию малых и средних предприятий и выставочной деятельности отвечает за организацию участия предприятий МСБ в международных конкурсах, тендерах, целевых программах, самостоятельно организует конкурсы, семинары и другие образовательные мероприятия по внедрению современных методов управления, применения технологий и повышению уровня квалификации персонала.

Помимо вышеописанных подразделений в НАПАК были созданы комитеты по информационным технологиям и по защите окружающей среды. Стоит отметить также, что важным направлением деятельности Ассоциации является поддержка иностранных

Автопром Урала

Рассмотрев отличительные особенности и тенденции российского рынка автомобильной промышленности, обратимся к аналогичному региональному рынку Урала. На данный момент на территории Свердловской области располагается старейшее предприятие, ведущее свою историю с 1967 года – ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР). Оно осуществляет производство известных грузовых автомобилей и спецтехники, которые широко используются на территории России и в странах ближнего зарубежья.    Производственные мощности АМУР позволяют выпускать до 15 тыс. автомобилей в год – внушительный объем для регионального производителя. Общая площадь завода составляет 586 тыс. м2, площадь производственных помещений: 178 тыс. м2, численность персонала: 1029 чел.

Примечательно, что для технического обслуживания цехов основного производства АМУР имеет развитое вспомогательное производство, в том числе инструментальное, ремонтно-монтажное, электро- и теплосиловое, а также транспортно-складской комплекс с автоматизированными и механизированными складами. Также имеется механообрабатывающее, термическое, гальваническое, прессово-сварочное, сборочное и окрасочное производство. Это в значительной степени оптимизирует производственный процесс и позволяет выпускать продукцию должного качества.

Тенденции роста рынка

Подводя итоги, можно отметить, что не смотря на некоторую стагнацию, наблюдавшуюся на рынке в период экономического кризиса, сегодня автомобильная промышленность России буквально возрождается, демонстрируя устойчивые и долгосрочные темпы роста. Приход на наш рынок зарубежных производителей подталкивает наших производителей к развитию и модернизации производств. Конкурентная борьба усиливается, а, значит, будет расти качество автомобилей и автокомпонентов. Остается надеяться, что вектор развития отечественного автопрома не изменит своего направления в ближайшем будущем.

Тэги:

Категория: Аналитика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *