МСБ и государство: двусторонний диалог

Примером эффективного взаимодействия, диалога бизнеса и власти стал Форум, организованный Союзом МСБ в преддверии президентских выборов. Это мероприятие наглядно продемонстрировало, что предпринимательское сообщество стремится не только и не столько получить различные льготы и преференции со стороны государства, сколько самостоятельно включается в консолидированную работу по формированию новой, современной экономической модели, способствующей процветанию нашего государства.

МСБ – движущая сила развития

В рамках форума состоялось выступление губернатора Свердловской области Александра Мишарина, который с оптимизмом заявил, что область имеет преимущество в борьбе за право проведения крупнейшей международной выставки «ЭКСПО 2020», поскольку обладает самым главным: талантливыми, мыслящими, инициативными и предприимчивыми людьми. Именно такие люди, по словам губернатора, составляют «костяк» бизнес-сообщества, именно они во многом создают благополучное будущее региона.

Логично, что развитие МСБ – это тот путь, который позволяет ускорить модернизацию и диверсификацию экономики России, создавать новые рабочие места, улучшить ситуацию в социальной сфере.

Именно благодаря развитию МСБ область имеет опережающие темпы роста. В 2011 рост ВВП составил 6,7, это в 1,5 раза выше, чем в среднем по России (4,2). Также отмечен рост промышленного производства. Согласно свежим статистическим данным, объем инвестиций в прошлом году составил почти 370 млрд руб. Это колоссальный скачок (с 200 до 370 млрд), он произошел преимущественно в IV квартале прошлого года, а малое и среднее предпринимательство сыграло в этом ключевую роль.

С каждым годом растет количество людей, решающих открыть свое дело. Сегодня в области существует свыше 190 тыс. субъектов малого предпринимательства, которые обеспечивают работой свыше 800 тыс. человек и общий годовой объем всех предприятий, включая торговлю, превышает 1 триллион руб.

Ввиду вышесказанного можно смело заявить, что поддержка МСБ носит сегодня государственный характер и является одной из приоритетных.

Губернатор подчеркнул также, что сейчас на пути представителей бизнеса по-прежнему много барьеров, мешающих заниматься предпринимательской деятельностью, однако растет и финансовая поддержка МСБ государством.

Только в 2011 году из средств областного бюджета было выделено 300 млн руб., из средств федерального бюджета плюсом 443 млн руб. При этом используются и другие инструменты поддержки. Сегодня в Свердловской области уже существует более 20 их видов: это и бизнес инкубаторы, и предоставление стартового капитала на создание инновационных предприятий, и программа поддержки экспортно-ориентированных предприятий и т.д.

Александр Мишарин:
«Одной из острых проблем сектора МСБ является необходимость снижения налога для микропредприятий, малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения. Мы обсудили этот вопрос с бизнес-сообществом, я подписал проект закона и внес его в Законодательное Собрание Свердловской области. Он предусматривает снижение налога для микропредприятий до 5%, для малых предприятий до 7%. Сегодня экономические условия позволяют нам это сделать. Но я рассчитываю, что это даст еще один толчок для развития МСП.
Также считаю возможным увеличить рассрочку на выкуп малым предприятием арендуемых им помещений с 5 до 7 лет. Надеюсь, что Законодательное Собрание своевременно на это отреагирует, закон будет принят и вступит в силу в ближайшее время».

В то же время, по словам губернатора, нам пока недостает информационной открытости. Много административных и бюрократических препон. Но конкретную работу в этом направлении проводить нужно. Информационное общество, информационное правительство, одно окно, регламент предоставления земли и всех необходимых документов для открытия собственного дела, все это, безусловно, должно быть внедрено и доработано в 2012 году.

Тем не менее, для осуществления всесторонней поддержки важна оперативная двусторонняя связь с малым бизнесом. Власть должна понять, что волнует бизнес-сообщество и в соответствии с этим принимать меры.

Александр Мишарин подчеркнул, что очень большая работа предстоит на местах, поскольку известно, что в муниципалитетах сосредоточены одни из основных препон для малого бизнеса. Сегодня лишь в 69 муниципальных образованиях области есть целевые программы по поддержке и развитию МСБ, тогда как в идеале они должны быть везде.

Чтобы стимулировать муниципалитеты, в областную целевую программу было заложено со-финансирование долгосрочных муниципальных программ, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2012 году сорока двум муниципальным образованиям, по словам губернатора, будет оказана такая поддержка.

В завершении своего выступления, губернатор подчеркнул, что одной из основных задач общегосударственного значения сейчас является включение России в двадцатку стран мира с наиболее благоприятными для ведения бизнеса условиями (сейчас мы находимся на 120 месте). Это одно из условий достижения всех основных целей и в социальной сфере, и в обороноспособности, и, конечно, в экономике.

Взаимоотношения бизнеса и власти – дорога с двусторонним движением

Также на форуме прозвучало несколько интересных идей, нововведений, которые будут способствовать не только развитию сектора МСБ, но и всей экономики государства. В частности была отмечена потребность бизнеса в профессиональных высококвалифицированных кадрах, а значит и в достойной системе образования. Ректор УрГЭУ СИНХ Михаил Федоров выступил с любопытной инициативой формирования так называемых информационно-образовательных кластеров, которые помогут сделать подготовку специалистов в конкретной сфере более «привязанной» к реальной ситуации в отрасли.

Михаил Федоров:
«Что в первую очередь необходимо малому и среднему бизнесу? Ответ очевиден — квалифицированные, подготовленные кадры, которые помогут развивать и улучшать бизнес. Понимая эту проблему, мы в нашем регионе подготовили концепцию системы непрерывного образования, в основе которой лежат инновационно-образовательные кластеры.
На базе своего университета я создал 7 кластеров: кластер общественного питания, кластер ЖКХ и т.д. Эта концепция выносится на заседание Правительства СО. В перспективе выход программы системы непрерывного образования. Смысл в том, что когда идет объединение в рамках одной отрасли, когда соединяются вместе и бизнес и образование и власть и институты гражданского общества, тогда и может быть достигнут оптимальный результат. С точки зрения теории это известная схема, это «американская тройная спираль».
Но у нас есть свои особенности, поэтому мы в эту спираль наука-власть-бизнес добавляем еще и образование, потому, что в Свердловской области, как и во всей России, образовательные учреждения являются системообразующими. Поэтому я хотел бы включить в формируемые наказы Президенту предложение одобрить инициативу по формированию инновационно-образовательных кластеров».

Вице-президент Союза МСБ Свердловской области Игорь Черноголов в своем выступлении уделил внимание значимости двустороннего диалога с властью и высокую степень ответственности, возложенную сейчас на представителей малого бизнеса и связанную с формированием новой экономической политики.

Также он предложил активизировать деятельность Союза МСБ в вопросах продвижения предпринимателями законодательных инициатив и иных предложений в тех сферах, с которыми связан их собственный бизнес. Подавая наглядный пример, он обозначил предложения по развитию строительной отрасли:

  • Модернизация системы государственных стандартов;
  • Выработка новых технических регламентов;
  • Увеличение смет на материалы для ремонта общедомовой собственности, продление малой приватизации, увеличение срока выкупа и т. д.

Директор департамента геологии и горнорудных производств ОАО «Корпорация «Урал Промышленный – Урал Полярный» Дмитрий Басков высказался о нюансах привлечения инвестиций.

По его словам ситуация на сегодняшний день такова, что привлечь инвестиции именно на второй стадии реализации любого инновационного проекта (опытно-промышленное производство) практически невозможно. Банки и крупные инвестиционные фонды не финансируют частные идеи и не вкладывают средства в компании, находящиеся на ранней стадии  развития.

К примеру, для запуска опытного производства и мини-завода требуется от 100 до 300 млн. руб. Но возможность найти инвестора практически отсутствует, поскольку риски здесь слишком велики. Даже если идея была признана очень перспективной для отрасли, а проект прошел все необходимые экспертизы и получил необходимую оценку.

В то же время в случае успешного прохождения проектом второй стадии развития открываются большие возможности для привлечения инвестиций из самых разных источников. Выходом из этой ситуации может стать создание отраслевых корпораций развития, что поможет отбирать на конкурсной основе наиболее важные и «жизнеспособные» проекты и проводить их через вторую стадию развития.

Дмитрий Басков:
««Любой производственный проект имеет 3 стадии развития. К чести Правительства Свердловской области можно сказать, что у нас есть множество механизмов по привлечению инвестиций на первой стадии проекта – разработке идей. Речь здесь идет о сумме от нескольких тысяч до 3 млн. руб.
А вот на второй стадии, где необходимо организовывать опытно-промышленное производство и у нас в области и в РФ существует «финансовая дыра». Скажем, банк ВТБ и корпорация Роснано оперируют суммами в 500 млн. руб. и выше, но вложиться могут только в защищенные проекты. Но когда вторая стадия пройдена, можно привлекать и другие источники, в частности на публичном рынке.
Получается замкнутый круг. Это та самая «долина смерти», которая не позволяет предпринимателям России развивать собственное инновационное производство…
Между тем, создать действенный механизм по развитию инновационных проектов можно. Речь идет о создании отраслевых корпораций развития. Суть состоит в том, что область отбирает на конкурсе 2-3 наиболее удачные идеи, проводит их через вторую стадию и получается инновационное производство, которое влечет за собой увеличение ВВП, спасение моногородов, социальные гарантии гражданам, новые рабочие места и т.д. Нами подготовлено предложение по созданию такой корпорации развития для никелевой отрасли Урала».

Ответы губернатора на вопросы предпринимателей

Стоит отметить, что в рамках Форума состоялось и то самое «живое общение» губернатора с предпринимателями области, в ходе которого представители МСБ смогли задать вопросы и внести свои предложения, касающиеся развития малого бизнеса. Мы публикуем наиболее интересные и злободневные из них:

Просим разработать меры по борьбе с избыточными административными барьерами. Сейчас идет тенденция недоверия предпринимателей к местной власти, в частности к главам ряда районных администраций.

- В этом году мы должны утвердить регламент предоставления услуг муниципалитетом. Сегодня среднее время выдачи необходимых для открытия бизнеса документов составляет 2,5 месяца. Есть случаи, когда это затягивается на год, а то и на два. При этом есть примеры других регионов, где среднее время на выдачу подобных документов исчисляется неделями. Поэтому наша задача сделать такой регламент, при котором среднее время предоставления всех необходимых документов составляло бы не более 2 недель. Тогда бизнес будет развиваться, и инвестиции в область будут расти.

На данный момент существует ряд проблем, связанный с привлечением трудовых мигрантов, в частности по квотированию. Есть ли перспективы решения таких проблем?

- У нас всегда будут квоты, и всегда будут привлекаться иностранные граждане. Мы в этом заинтересованы, области действительно не хватает «рабочих рук», людей рабочих профессий. Такая практика используется и в зарубежных странах. Это абсолютно нормально.

Другой вопрос — мы не должны допускать торговли квотами, за это предусмотрено серьезное наказание, вплоть до уголовной ответственности. Порядок регистрации иностранных граждан, конечно, должен быть упрощен, но в то же время мы должны усилить контроль за их регистрацией.

Могут ли в связи с подготовкой к чемпионату мира по футболу в 2018 году быть послабления для предприятий, осуществляющих строительство инфраструктуры?

- Что касается развития инфраструктуры, в том числе и гостиничного комплекса – это, безусловно, важнейшая задача. Именно на это направлено проведение крупных мероприятий, таких как Иннопром, Выставка вооружений в НТ и т.д.

Исходя из этого, мы боремся за право проведения ЭКСПО 2020, мы получили право проведения матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году. Это дает возможность развития инфраструктуры, сокращает срок окупаемости проектов. Нужно вкладывать не только в развитие 4 и 5 звездочных гостиниц, но и 2 и 3 звездочных, которых сегодня не хватает и в Екатеринбурге, и в других городах области.

Именно на это направлены программы по развитию туризма, такие крупные проекты, как возрождение духовной столицы Урала – Верхотурье и создание серебряного кольца, маршрутов для паломников и туристов. То есть у малого и среднего бизнеса здесь действительно большое поле для деятельности. А государство будет поддерживать такие проекты по развитию инфраструктуры строительством дорог, созданием инфраструктуры, подведением электроэнергии и т.д.

Во многих предприятиях существуют научно-технические отделы, осуществляющие научно-техническую деятельность. Они необходимы для того чтобы компания была «на плаву», имела возможность заниматься развитием инноваций. Просьба обратить внимание на налоговые льготы, направленные на научно-исследовательские работы в рамках производственных предприятий.

- Что касается научных организаций, инструменты поддержки есть: это и бизнес-инкубаторы и технопарки, и иные формы поддержки МСБ. В рассмотрении заявок на получение субсидий,
кредита, приоритет отдается именно предприятиям, занимающимся инновационной деятельностью. Поэтому часть мер принята, а что касается освободить НИОКР от налогов – будем работать над этим.

Необходимо рассмотреть вопрос развития пищевой отрасли в Свердловской области. Ту продукцию, которая сейчас производится у нас, в большинстве случаев есть попросту нельзя! Также стоит обратить внимание на тендеры и конкурсы на тех предприятиях, которые снабжают продуктами детские учреждения, школы и больницы. Туда поступает самая дешевая продукция, в частности, хлеб из муки низкого качества.

- Низкое качество продуктов питания — это очень важная тема. Но нельзя допускать роста цен на продукты первой необходимости, такие как хлеб. У нас действительно есть «социальный»
хлеб по 12 руб. за кг., но это не значит, что в нем использована дешевая мука, это значит, что там минимизированы надбавки и маржа у производителей, поставщиков и продавцов.

А если производство идет с нарушением технологий, то это уже уголовно наказуемая деятельность и она будет пресекаться. Что касается продуктов и пищевой промышленности в целом, я дам поручение министерству торговли еще раз вернуться к этому вопросу. Но у нас есть проект «Покупай наше».

Продукты под этой маркой реализуются сейчас более чем в 2200 магазинах, его развивают как раз при поддержке МСБ. Такие продукты очень качественные и пользуются все большим спросом у населения.

По вопросу поставки дешевой продукции в детские учреждения, школы и больницы. Полностью согласен, проблема действительно есть. Думаю, что все-таки 94 Закон в ближайшее время наконец «заработает» и мы перейдем на новую контрактную систему, одним из пунктов которой как раз и будет изменение условий поставки, в том числе на социально значимые объекты.

Зачем экономить, когда единственный критерий – цена на завтрак в детском саду? Это абсурд! А мы вынуждены пока работать в этом режиме.

Категория: Общество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *