Обзор основных изменений налогового законодательства за 2011 год

Ушедший год ознаменовал собой ряд существенных изменений, произошедших в налоговом законодательстве. Так, начиная с 2012 года, введены новые правила регулирования ценообразования с принятием Федерального закона от 18.07.2011 №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

Наш эксперт:
Ольга Ермолина – аудитор, генеральный директор ООО «Международный центр консалтинга и аудита», член Совета по малому предпринимательству при Главе г. Екатеринбурга, член Совета Уральского регионального филиала Аудиторской Палаты России, финалист всероссийского конкурса «Лучший аудитор России».

Контролируемые сделки

Законом ведено новое понятие – контролируемые сделки. Контролируемые сделки – это те сделки, цены которых налоговые органы вправе проверить на соответствие рыночным. К ним относятся следующие виды:

1. Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). К ним приравниваются также сделки по реализации товаров (работ, услуг), совершаемые с участием лиц, не являющихся взаимозависимыми. Таким образом, перепродажа товаров (работ, услуг) взаимозависимому лицу через посредников будет контролироваться, если последние:
– не выполняют в данной совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров (работ, услуг);
– не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи. Указанные правила установлены подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ.

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп (п. 5 ст. 105.14 НК РФ):
– нефть и товары, выработанные из нефти;
– черные металлы;
– цветные металлы;
– минеральные удобрения;
– драгоценные металлы и драгоценные камни.

Для данной категории сделок также установлена сумма доходов, при превышении которой сделки, совершенные с одним лицом, считаются контролируемыми. Эта сумма должна  составлять более 60 млн руб. за календарный год (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в оффшорах (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам также должна превышать 60 млн руб. за календарный год (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Кроме того, есть еще одно условие, необходимое для признания всех указанных сделок контролируемыми. В результате совершения данных сделок хотя бы одной стороне нужно учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, НДФЛ, НДПИ или НДС (п. 11 ст. 105.14, п. п. 4, 13 ст. 105.3 НК РФ). Обратите внимание, что полнота уплаты только этих налогов контролируется в ходе проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 4 ст. 105.3 НК РФ).

Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Исключения, когда сделки даже при соблюдении перечисленных условий не признаются контролируемыми, указаны в п. 4 ст. 105.14 НК РФ.

Новые правила определения взаимозависимости лиц

Перечень оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, значительно расширен (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

До 1 января 2012 г. этот вопрос регулировался ст. 20 НК РФ. Теперь она, как и ст. 40 НК РФ, применяется в отношении тех сделок, доходы и расходы по которым в целях исчисления налога на прибыль признаны до 1 января 2012 г. (п. п. 5, 6 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 №227-ФЗ).

Если доходы и расходы учтены начиная с указанной даты, в отношении этих сделок применяется новый порядок признания лиц взаимозависимыми (ст. ст. 105.1, 105.2 НК РФ). В п. 2 ст. 105.1 НК РФ содержится закрытый перечень оснований, согласно которым налогоплательщики признаются взаимозависимыми.

Порядок определения доли прямого и косвенного участия организаций и физлиц в других организациях регулируется ст. 105.2 НК РФ. Следует отметить, что организации и физлица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми по любым другим основаниям, если особенности отношений между ними могут повлиять на какое-либо одно из следующих обстоятельств или на их совокупность (п. 6 ст. 105.1 НК РФ):
– условия заключенных ими сделок;
– результаты заключенных ими сделок;
– экономические результаты их деятельности;
– экономические результаты деятельности представляемых ими лиц.

При этом в целях взаимозависимости учитывается такое влияние, которое заключается в возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами (п. п. 1, 6 ст. 105.1 НК РФ). По этим же основаниям признать лиц взаимозависимыми может суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ). Напомним, что ранее аналогичное правило также предусматривалось п. 2 ст. 20 НК РФ.

Права и обязанности налогоплательщиков, совершающих контролируемые сделки

Наиболее интересными представляются некоторые права налогоплательщиков, возникающие в связи с заключением сделок с взаимозависимыми лицами по ценам, отклоняющимся от рыночных. В такой ситуации организация или предприниматель вправе:
– уплатить налоги исходя из рыночных цен (п. 3 ст. 105.3 НК РФ);
– уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль (НДФЛ), а также перечислять НДС и НДПИ за налоговые периоды, заканчивающиеся в течение календарного года, исходя из фактических цен сделки (п. 7 ст. 105.3 НК РФ).

Также по окончании года можно самостоятельно скорректировать налоговую базу и доплатить налоги, если несоответствие цен повлекло занижение указанных налогов (п. 6 ст. 105.3 НК РФ). Такие корректировки производятся одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (НДФЛ).

Вместе с этой отчетностью необходимо подать уточненные декларации по НДС и НДПИ.

Выявленную недоимку по всем обязательным платежам необходимо погасить не позднее даты, установленной  Налоговым кодексом РФ для перечисления налога на прибыль (НДФЛ). Следует отметить, что до этого момента пени на данную недоимку не начисляются (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

Основная обязанность налогоплательщиков заключается в необходимости сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения обо всех совершенных в течение календарного года контролируемых сделках (п. п. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ). Соответствующее уведомление нужно представлять не позднее 20 мая года, следующего за отчетным календарным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Форма уведомления должна предусматривать указание следующей информации (п. 3 ст. 105.16 НК РФ):
– отчетный календарный год;
– предметы сделок;
– сведения об участниках сделок;
– суммы полученных доходов и произведенных расходов.

Уведомление о контролируемых сделках необходимо направлять в налоговый орган, если сумма доходов по всем таким сделкам с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, выступающими сторонами контролируемых сделок) в 2012 г. превышает 100 млн руб., в 2013 г. – 80 млн руб.

С учетом указанного ограничения будут проводиться проверки правильности применения цен (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 №227-ФЗ).

Следует отметить, что если первоначально представленное уведомление содержит неполные сведения, неточности или ошибки, его можно будет уточнить (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Несвоевременное представление уведомления, а также указание в нем недостоверных сведений о контролируемых сделках влечет штраф в размере 5000 руб. Новый вид ответственности установлен в ст. 129.4 НК РФ.

Новый вид налоговых проверок

С 1 января 2012 г. установлен новый вид налоговых проверок: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ).

Теперь проверять соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверки нельзя. Проводить новый вид проверок будет ФНС России по месту своего нахождения. Основаниями для проведения ФНС России проверки соответствия цен являются (п. 1 ст. 105.17 НК РФ):
– уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
– извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
– выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.

Решение о проведении проверки правильности применения цен может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения (п. 2 ст. 105.17 НК РФ). При этом в рамках проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения (п. 5 ст. 105.17 НК РФ).

Решение о проверке контролируемых сделок, доходы и расходы по которым признаны в целях налога на прибыль в 2012 г., может быть принято не позднее 31 декабря 2013 г. Если доходы и расходы будут учитываться в 2013 г., то решение о проверке может быть принято не позднее 31 декабря 2015 г. (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 №227-ФЗ).

Проведение проверки правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных проверок за этот же период. По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать шести месяцев (п. 4 ст. 105.17 НК РФ).

Для определения соответствия цен сделки рыночным ФНС России вправе использовать следующие методы (п. 1 ст. 105.7 НК РФ):
– метод сопоставимых рыночных цен;
– метод цены последующей реализации;
– затратный метод;
– метод сопоставимой рентабельности;
– метод распределения прибыли.

Отметим, что два последних метода являются новыми. Первые три были предусмотрены и ст. 40 НК РФ. Правила использования всех этих методов подробно регламентированы в гл. 14.3 НК РФ.

Если по результатам проверки выявлено отклонение цен от рыночных, которое повлекло занижение налогов, составляется акт проверки (п. 9 ст. 105.17 НК РФ). Налогоплательщик вправе представить в ФНС России возражения на данный документ в течение 20 дней с момента его получения (п. 13 ст. 105.17 НК РФ).

Рассмотрение акта проверки и других материалов проверки, а также вынесение решения производится в общем порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ. Следует отметить, что недоимка, установленная в ходе проверки правильности применения цен, может быть взыскана только в судебном порядке (подп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Ответственность за неуплату налога в результате применения нерыночных цен установлена п. 1 ст. 129.3 НК РФ: штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. Однако сразу укажем, что при доначислении налогов за периоды 2012-2013 гг. штраф назначаться не будет.

При доначислении налогов за периоды 2014-2016 гг. штраф составит 20% от неуплаченной суммы налога, а установленный в п. 1 ст. 129.3 НК РФ размер штрафа будет применяться только при вынесении решений за налоговые периоды, начавшиеся в 2017 г. (п. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 №227-ФЗ).

Налогоплательщик освобождается от ответственности, установленной п. 1 ст. 129.3 НК РФ, если представит в ФНС России документацию, обосновывающую рыночный уровень цен (п. 2 ст. 129.3 НК РФ). По общему правилу порядок представления данной документации регулирует ст. 105.15 НК РФ. Если же налогоплательщик заключил соглашение о ценообразовании, то указанная документация представляется в порядке, установленном таким соглашением.

Основные новации налогового законодательства:

1. Отмена ст. ст. 20 и 40 НК РФ.
2. Установление трех способов признания лиц взаимозависимыми (по закону; по судебному решению; самостоятельно налогоплательщиком).
3. Расширение перечня взаимозависимых лиц.
4. Прямое закрепление принципа «вытянутой руки».
5. Установление перечня контролируемых сделок (сделки между взаимозависимыми лицами, в том числе по реализации товаров (работ, услуг) между зависимыми лицами с использованием посредников; сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли; сделки, совершаемые с лицами, находящимися в низконалоговых  юрисдикциях).
6. Установление пяти методов для определения соответствия цен по сделкам рыночным ценам для целей налогообложения (сопоставимых рыночных цен, цены последующей реализации, затратного метода, сопоставимой рентабельности и распределения прибыли).
7. Существенное расширение перечня источников информации, используемых налогоплательщиками и налоговыми органами для определения соответствия цены (рентабельности) сделки рыночным условиям.
8. Введение в российскую практику нового вида налогового контроля – проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (для чего определены сроки назначения и проведения таких проверок, а также механизмы реализации материалов проверок).
9. Введение в практику налогового администрирования новой процедуры – заключение соглашений о ценообразовании.
10. Для избежания двойного налогообложения Законом предусмотрено право налогоплательщика на проведение симметричной корректировки налоговой базы и суммы налога.


Категория: Право

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *