Обзор основных изменений законодательства

Любому предпринимателю, вне зависимости от сферы его деятельности, крайне важно знать основные положения законодательства. Умение действовать в соответствии с буквой закона, вовремя реагировать на появление новых нормативных актов и внесение изменений в уже существующие законы во многом определяет степень успешности того или иного бизнеса. Для того, чтобы помочь нашим читателям оставаться в курсе нормотворческой деятельности органов власти, редакция журнала «Уральский предприниматель» совместно с экспертами в области права подготовила материал об основных изменениях в российском законодательстве по состоянию на начало 2012 года.

Андрей Колосов, руководитель НП «Правовое содействие»

Андрей Колосов, руководитель НП «Правовое содействие»

Некоммерческое партнерство «Правовое содействие» было создано осенью 2010 года группой инициативных юристов и предпринимателей Нижнего Тагила. Примечательно, что его членами стали не только юридические лица, но и простые граждане: предприниматели, адвокаты, экономисты. Задача НП – оказание помощи предпринимателям, в том числе обеспечение соблюдения их прав и законных интересов, сопровождение коммерческой деятельности предприятий сектора МСБ. У Партнерства есть желание и возможности развиваться дальше, ведь Уральский федеральный округ – это не только Свердловская область. Правовая организация предпринимателей разных регионов дает возможность обмениваться опытом, производить мониторинг конкретных ситуаций, помогать друг другу на местах.

Новый вид коммерческих организаций

Нормативный акт: Федеральный закон от 03.12.2011 №380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах».

Суть изменений: с 1 июля 2012 года в Российской Федерации появится еще один вид юридических лиц, относящихся к коммерческим организациям, – хозяйственные партнерства. Вводится новая организационно-правовая форма коммерческого юрлица, наиболее подходящая для инновационной (в т. ч., венчурной) деятельности. Речь идет о хозяйственном партнерстве.

Закреплен статус, порядок создания, реорганизации и ликвидации данного юрлица, а также права и обязанности его участников. В частности, закон предусматривает следующее. Учредительным документом является устав. Партнерство создается двумя лицами или более. Максимальное число участников – 50, а если их станет больше, то в течение года партнерство должно преобразоваться в АО. Нельзя, чтобы впоследствии остался только один.

При учреждении организации заключается соглашение об управлении партнерством. Оно удостоверяется и хранится у нотариуса. Сторонами соглашения могут быть все участники партнерства и лица, не являющиеся таковыми.

Складочный капитал партнерства разделяется на доли. Каждый участник должен сделать вклад. Органы управления партнерства избираются, аудитор утверждается по единогласному решению всех учредителей. Ведется реестр участников с указанием размеров их долей в складочном капитале и тех, которые принадлежат партнерству.

Если у партнерства отсутствует имущество или его недостаточно для удовлетворения своих обязательств, взыскание обращается на принадлежащие ему исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. При этом обязательства этого юрлица перед его кредиторами могут быть полностью или частично исполнены от имени партнерства одним, несколькими или всеми его участниками.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2012 года.

О государственных внебюджетных фондах

Нормативный акт: Федеральный закон от 03.12.2011 №379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды».

Суть изменений: законом снижены размеры страховых тарифов, а также расширен круг субъектов малого предпринимательства, имеющих право на их применение. Согласно принятому Закону, пониженные тарифы страховых взносов теперь вправе будут применять, в частности, применяющие УСН организации, оказывающие инжиниринговые услуги, а также организации и ИП, основным видом деятельности которых является деятельность в сфере розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями, а также деятельность в сфере транспорта и связи.

Установлена обязанность работодателей уплачивать страховые взносы в отношении работников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства. Еще одним нововведением является деление тарифа страховых взносов в ПФР на две части:
– солидарная часть – предназначенная для осуществления солидарных расходов фонда, т.е. на выплату фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию, и иных целей, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;
– индивидуальная часть – предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица, в частности, определения размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет пенсионных накоплений.

Скорректированы положения, касающиеся проведения проверок за правильностью и полнотой уплаты страховых взносов, а также регулирующие привлечение плательщика к ответственности (в частности, со 100 до 1000 рублей увеличен минимальный размер штрафа за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам).

Закон вступает в силу с 1 января 2012 года. Действие отдельных положений распространено на 2011 год.

О применении налога на имущество

Нормативный акт: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 г. №148.

Суть изменений: ВАС России разъяснил тонкости применения налога на имущество организаций. Проанализирована практика разрешения дел, касающихся применения налога на имущество организаций.На примере материалов конкретных споров проиллюстрированы следующие выводы. Момент, с которого покупатель недвижимости становится плательщиком этого налога, не связан с датой госрегистрации перехода прав на нее.

Причина – момент, с которого имущество становится, по смыслу норм НК РФ, объектом налогообложения, обусловлен правилами бухучета. Последние не признают названную госрегистрацию обязательным условием для того, чтобы объект учитывался в качестве основного средства.

Соответственно, приобретатель недвижимости признается плательщиком этого налога независимо от наличия подобной регистрации.

Плательщики налога на имущество обязаны представлять декларацию и налоговый расчет по авансовым платежам и в том случае, когда они пользуются льготой по нему и поэтому не вносят его в бюджет.

Лизингополучатель платит этот налог в отношении имущества, предоставленного в лизинг, в том случае, если оно отражено на его балансе как основное средство по условиям договора.

Если имущество требуется доводить до состояния готовности и возможности эксплуатации, оно может учитываться в качестве основного средства (и признаваться объектом налогообложения) только при выполнении определенных условий: проведены необходимые работы и сформирована первоначальная стоимость с учетом соответствующих расходов.

Особое внимание уделено ситуации, когда после продажи недвижимости договор ее купли-продажи признается недействительным.

Отмечено, что в случае фактического осуществления реституции (то есть возврата недвижимости) продавец обязан отразить данные финансовохозяйственные операции на дату их совершения.

С учетом этого момента продавец вновь становится плательщиком налога в отношении подобного объекта. Не признается объектом налогообложения имущество, закрепленное на праве оперативного управления не только непосредственно за федеральным органом госвласти, но и за подведомственными ему ГУ.

Также разъяснены отдельные моменты, касающиеся применения льгот по налогу.

Изменения в уголовном законодательстве РФ

Нормативный акт: Федеральный закон от 07.12.2011 №420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Суть изменений: к преступлениям небольшой тяжести отнесены умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет (ранее – двух лет) лишения свободы, а к преступлениям средней тяжести – в том числе неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает три года (ранее – два года) лишения свободы.

Предусмотрено освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности лиц, впервые совершивших преступления (уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица, с организации, неисполнение обязанностей налогового агента), если ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ дополнен новой главой, предусматривающей порядок исполнения наказания в виде принудительных работ. В связи с принятием Закона изменения также внесены в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Декриминализированы некоторые деяния, не представляющие серьезной угрозы обществу, такие как клевета, оскорбление, дискриминация. За данные деяния установлена административная ответственность.

Нормативный акт: Федеральный закон от 07.12.2011 г. №419-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Суть изменений: создание фирмоднодневок возвели в ранг преступления. Скорректированы УК и УПК РФ. Также введена ответственность за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц. Санкция – штраф от 100 до 300 тыс. руб. или в размере дохода осужденного за период от 7 месяцев до года, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Под подставными лицами понимаются учредители (участники) или органы управления юридического лица, которое было образовано (создано, реорганизовано) путем введения данных субъектов в заблуждение.

Ответственность распространяется на случаи совершения указанного деяния с использованием служебного положения, а также группой лиц по предварительному сговору.

Также закреплена ответственность за предоставление удостоверяющего личность документа или выдачу доверенности для образования (создания, реорганизации) юрлица в целях совершения преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с деньгами или иным имуществом.

Санкция – штраф, аналогичный вышеуказанному, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет.

Кроме того, введена ответственность за приобретение удостоверяющего личность документа или использование незаконно полученных персональных данных для указанных целей. Санкция – штраф от 300 до 500 тыс. руб. или в размере дохода осужденного за период от года до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Под приобретением понимается получение документа, завладение им путем обмана или злоупотребления доверием, а также присвоение найденного или похищенного документа.

Новый порядок ведения кассовых операций и осуществления безналичных расчетов

Нормативный акт: Положение ЦБР от 12 октября 2011 г. №373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации».

Суть изменений: утверждено положение, определяющее порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ. Цель – организовать наличное денежное обращение.

Оно распространяется на организации (юридические лица), ведущие бухучет (если он не регулируется ЦБР), а также на те, которые перешли на УСН (упрощенную систему налогообложения), и ИП. Получатели бюджетных средств руководствуются положением при ведении операций по приему и выдаче наличных денег, если иное не определено специальными актами. ИП устанавливает максимально допустимую сумму наличности, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем, после выведения в кассовой книге 0310004 остатка денег на конец рабочего дня. Об этом издается распорядительный документ.

То же самое касается обособленных подразделений (филиалов, представительств), которым в кредитной организации или ЦБР открыт банковский счет. Приведен алгоритм, по которому рассчитывается лимит остатка наличности. Банковский платежный агент (субагент) при определении лимита не учитывает наличные деньги, принятые им при осуществлении соответствующей деятельности.

Суммы сверх лимита должны храниться на банковских счетах. Исключение – дни выдачи зарплаты, стипендий, соцвыплат, включая день получения наличности на эти цели, а также выходные и нерабочие праздничные дни в случае ведения юрлицом, ИП кассовых операций.

Уполномоченный представитель юрлица (ИП) вносит наличность в банк либо передает инкассации ЦБР или в организацию федеральной почтовой связи для их зачисления, перечисления или перевода на счет.

Установлено, как организуется работа по ведению кассовых операций, закреплен порядок приема и выдачи на личных денег, а также ведения кассовой книги 0310004.

Кассовые операции оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами 0310001 и 0310002 соответственно. ИП могут вести кассовые операции, применяя программно-технические  комплексы, в т. ч. с функцией приема денег. Они определяют, как обеспечивается сохранность последних, порядок и сроки проверок их фактического наличия.

Положение вступает в силу с 1 января 2012 года.

Нормативный акт: Указание ЦБР от 12 декабря 2011 г. №2748-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 1 апреля 2003 года №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»

Суть изменений: вносятся изменения в порядок осуществления физлицами безналичных расчетов в России.

Они обусловлены принятием Закона о национальной платежной системе. При осуществлении безналичных расчетов по текущим счетам граждане могут применять установленные законодательством соответствующие формы с учетом существующих особенностей. Ранее указывалось, что речь шла о расчетах платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо.

Утратило силу положение, согласно которому физлицо для открытия текущего счета представляло паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, карточку с образцами подписей и оттиска печати формы 0401026 Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-93 и др.

Также не применяются правила, которые регламентировали порядок передачи одним физлицом другому права распоряжения деньгами, находящимися на его текущем счете, на основании доверенности.

Установлены особенности реализации расчетов платежными требованиями. Последние на списание средств со счета плательщика заполняются физлицом на бланках формы 0401061 по аналогии с бланками формы 0401071 инкассового поручения.

Материал подготовили:
специалисты НП «Правовое содействие»
Игорь Вязовик и Александр Арабей.

Категория: Право

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *