Ответственный грузоперевозчик

Скорей всего, проблемы грузового транспорта стали интересны российским властным структурам лишь тогда, когда в полной мере появилось понимание системы работы Таможенного союза ЕврАзЭс (Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан), когда вхождение в ВТО стало непреложным, а, следовательно, грузоперевозки автомобильным транспортом, их роль в отношениях с другими странами многократно возросли. И всё же это не умаляет важности тех шагов, которые готовы (по крайней мере, на словах) сделать как законодательная, так и исполнительная ветви власти Российской Федерации в части улучшения условий существования транспортной отрасли.

В этой связи весьма интересным и своевременным документом является резолюция конференции «Транспортная инфраструктура Среднего Урала – инновационный путь развития», которая состоялась 16 февраля 2012 года в Екатеринбурге.

Организаторами конференции выступили Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей (СОСПП), Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), Союз автотранспортных предпринимателей Свердловской области (САПС) и группа компаний «AVS-Group».

В ходе конференции одновременно состоялось пять «круглых столов» по разным, но очень важным для отрасли темам. Так, в конференц-залах Законодательного Собрания Свердловской области обсуждались следующие вопросы:
– Под руководством П.А. Вороткова, заместителя директора департамента по корпоративным отношениям ОАО «AVS-Group» и А.О. Соболева, начальника управления внешнеэкономической деятельности и инвестиций ММиВЭС Правительства Свердловской области, были рассмотрены проблемы развития транспортно-логистического комплекса Среднего Урала и способы их решения.
– «Связь развития промышленности Свердловской области и автомобильных перевозок грузов (в том числе в международном сообщении), как составляющая транспортно-логистической системы – обеспечение конкурентоспособности уральской экономики» – этот комплекс вопросов очень продуктивно обсудили под руководством А.М. Салаутина, председателя подкомитета по транспорту и дорожному хозяйству СОСПП, руководителя филиала АСМАП в УрФО) и Ю.Д. Ступака, генерального директора ОАО «Лорри», члена правления АСМАП, председателя Регионального совета АСМАП в УрФО.
– Проблемы подготовки кадров транспортных и логистических специальностей на современном уровне весьма заинтересованно проанализировали с участием модератора «круглого стола» Б.А. Сидорова, заведующего кафедрой «Автомобильный транспорт» Уральского государственного лесотехнического университета, к.т.н., доцента и со-модератора С.В. Бушуева, проректора Уральского филиала Академии транспорта Российской Федерации.

Кроме того мероприятия конференции состоялись и на других городских площадках:
– в администрации Екатеринбурга под руководством Л.М. Саранчук, директора САПС, Ю.М. Кожевникова, начальника отдела транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области и А.В. Курлыкова, председателя Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Екатеринбурга обсуждали тему «Перевозка пассажиров – опыт, проблемы, перспективы»;
– в одном из залов Уральского государственного университета путей сообщения рассматривали вопросы обеспечения комплексной системы безопасности на транспорте, а также опыты реализации Федерального закона №16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности». Модератором «круглого стола» выступал Н.И. Сергеев, президент Союза железнодорожников Свердловской области, со-модератором – Н.П. Безсолицин, заместитель директора НИИ безопасности движения Уральского государственного лесотехнического университета.

Во второй половине дня, после окончания всех «круглых столов», в большом зале Дома Правительства Свердловской области состоялось общее пленарное заседание, на котором были подведены итоги прошедших обсуждений и озвучены предложения для внесения в резолюцию конференции. Заседание вели А.М. Салаутин и министр транспорта Свердловской области Г. В. Маренков.

Уровень конференции, в рамках Уральского федерального округа, диктовал собранию соответствующую логику обсуждения вопросов. Однако это не удержало участников форума в заявленных границах. В итоговой резолюции конференции оказалось много рекомендаций для структур самого высшего уровня – для Министерства транспорта РФ, Госдумы и Правительства Российской Федерации.

Первым пунктом предложено разработать Концепцию транспортно-логистической системы РФ на период до 2030 года с учётом перспектив развития промышленного и сельскохозяйственного производства и необходимости обеспечения оптимизации транспортировки и терминальной обработки грузов, в том числе транзитных, на всей территории страны и, особо, в приграничных зонах.

Есть обоснованная надежда, что реализация Концепции даст серьёзный импульс развитию транспортно-логистической отрасли страны, поможет интегрировать её в общее экономическое поле.

Ещё одна серьёзная проблема, стоящая на повестке дня – это «дикость», царящая на рынке. Перевозчиком сегодня может быть любой субъект, просто объявивший себя таковым. Это создаёт много проблем для статистических подсчётов, для налоговых сборов, а также для всех «цивилизованных» предприятий, вынужденных работать с оглядкой на создавшуюся ситуацию.

Именно поэтому в резолюции конференции есть пункт: «Рекомендовать Министерству транспорта РФ инициировать внесение изменений в действующее законодательство РФ в части включения грузоперевозок автомобильным транспортом на коммерческой основе в лицензируемый вид деятельности». Альтернативой лицензированию могло бы стать законодательно поддержанное саморегулирование отрасли.

Лозунг «Российские грузы – российским перевозчикам», прозвучавший с трибуны конференции, не имеет никакой националистической подоплёки. Здесь подразумевается совершенно естественный призыв к Правительству Российской федерации и к правительствам субъектов Уральского федерального округа системно проводить работу по поддержке российского перевозчика грузов (подобная политика поддержки национального бизнеса практикуется в большинстве европейских стран).

Основные положения резолюции, принятой участниками конференции:

— о поддержке российских автомобильных перевозчиков грузов в международном сообщении и выравнивании конкурентоустойчивости в сравнении с перевозчиками других стран;
— о невозможности принятия Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров» без широкого обсуждения и согласования его с автотранспортной общественностью;
— о создании условий для заинтересованного участия бизнеса в образовательном процессе за счёт налоговых преференций для транспортных предприятий, передающих высшим учебным заведениям новые образцы техники для развития учебно-научной и лабораторной базы;
— о выравнивании налоговой нагрузки для субъектов автотранспортной деятельности (отмену вменённого налога для предприятий, имеющих в парках менее 20 автомобилей);
— о введении законодательной нормы, предусматривающей налоговые льготы (налог на имущество, транспортный налог) для автотранспортных средств (всех типов) класса экологической безопасности ЕВРО-4, 5 и перспективного ЕВРО-6.

Один из пунктов реализации конкретных мер в этом направлении – добиться от производителей иностранных марок автомобилей, собираемых на территории России, продажи продукции российским потребителям по ценам не выше действующих для стран Еврозоны. Такая мера позволит относительно безболезненно и регулярно обновлять парк грузового транспорта.

Совершенно здравомысляще выглядит поручение Федеральному дорожному агентству инициировать перед Министерством экономического развития и Министерством транспорта РФ разработку и принятие государственной программы развития придорожного сервиса, особенно в части создания полноценных зон отдыха для водителей автотранспортных средств. Аналогичные программы уместно разработать и в регионах.

С введением с начала 2012 года на территории РФ требования об обязательном применении контрольных устройств (тахографов), потребность в стоянках для отстоя автотранспортных средств становится необходимостью.

Создание в транспортной инфраструктуре автомобильных дорог сети пунктов контроля функций безопасности, обеспечивающих персональную деятельность водителя на всём протяжении маршрута, должно стать как федеральной, так и региональной задачей.

Важное направление обозначили в резолюции предложения по либерализации таможенных требований на границе, оптимизации компьютерных программ ФТС и иных контрольных органов, увеличению количества внутренних приграничных таможенных терминалов и переносу таможенного контроля на них с пограничных автомобильных переходов в целях снижения в 7-10 раз времени осуществления контроля АТС на пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Сюда же можно отнести и рекомендации Федеральной таможенной службе оптимизировать работу должностных лиц таможенных органов в автомобильных пунктах пропуска по исключению внутренних дублирующих операций и, как следствие, сокращению времени прохождения таможенных процедур, с чётким определением времени обслуживания одного транспортного средства.

На уровне Уральского федерального округа наиболее существенным видится предложение исполнительным и законодательным органам регионов УрФО принять региональные программы поддержки малого и среднего автотранспортного предпринимательства, направленные на обновление транспортных средств, обслуживающих регулярное автобусное сообщение, оснащение автобусов приборами контроля режима труда и отдыха водителей, навигационными терминалами ГЛОНАСС.

Круг очерченных на конференции предложений действительно широк. Судя по всему, работа по развитию и укреплению отрасли предстоит долгая и нелёгкая, о чём неоднократно с трибуны говорили участники форума.

Приходится рассчитывать на поддержку многих структур как всероссийского, так и регионального уровней. Хочется верить, что усилия обсуждавших проблемы профессионалов не будут напрасными, и некоторое время спустя транспортно-логистическая система Уральского федерального округа, да и всей страны в целом, претерпит необходимые изменения, чтобы стать современной инфраструктурой, способной обеспечить требования растущей экономики, а также превратится в полноценного и полноправного участника экономического процесса.

Евгений СПИРИН

Категория: Транспорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *