Роль полиции в решении проблем МСБ

Сегодня от работы МВД зависят многие аспекты и повседневной жизни граждан, и их деловой активности. Органы внутренних дел занимаются обеспечением правопорядка, предотвращением и раскрытием преступлений, в том числе и экономической направленности, защитой и охраной частной собственности, коммерческих объектов.

Как показывает практика, органы правопорядка, осуществляя ежедневную борьбу с преступностью, коррупцией, превышением должностных полномочий, принимают самое непосредственное участие в формировании благоприятного делового климата, в создании оптимальных условий для развития легального бизнеса. Однако и сегодня существуют проблемы, волнующие предпринимательское сообщество.

Речь идет о невыполнении ряда законодательных актов, в том числе 294 и 293 ФЗ, ограничивающих количество проверок предприятий и права сотрудников полиции при проведении таких проверок. Также бизнес-сообщество по-прежнему беспокоит большое число коррупционных и административных барьеров, частые случаи «рейдерства» на малых предприятиях, присутствие на рынке контрафактной продукции. И это лишь часть списка. Безусловно, эффективным способом решения этих проблем является взаимодействие предпринимателей и правоохранительных органов.

Положительная практика такого взаимодействия наметилась уже довольно давно. Еще в 2009 году в соответствии с Указом Президента РФ № 768 был создан общественный совет при ГУВД Свердловской области, куда входили представители Союза малого и среднего бизнеса и сотрудники МВД. Однако в последнее время в структуре органов внутренних дел, в частности в организации работы полиции произошел ряд изменений. Принят закон «О Полиции», осуществлена масштабная реформа. Как эти изменения отразились на взаимодействии с предпринимательским сообществом? Что ждать малому и среднему бизнесу? В попытке ответить на эти вопросы Шеф-редактор журнала «Уральский предприниматель» Ольга Старцева встретилась с тремя представителями Главного Управления МВД России по Свердловской области и побеседовала с ними о тенденциях и результатах взаимодействия органов правопорядка с бизнес-сообществом, о деятельности обновленного общественного совета, а также об основных проблемах предпринимателей в наше время.

Владимир Красильников

Владимир Красильников

Сергей Макаров

Сергей Макаров

Олег Курач

Олег Курач

Доверие бизнеса к ОВД будет восстановлено!

С сентября прошлого года продолжил работу в обновленном составе Общественный совет при Главном управлении МВД России по Свердловской области. Для того чтобы выяснить в каких целях был создан этот совещательный орган, а также узнать о принципах и основных задачах его работы, мы встретились с действующим председателем Совета, ветераном МВД, генерал-майором милиции в отставке Владимиром Красильниковым и задали ему ряд злободневных вопросов.

– Владимир Николаевич, когда был образован первый общественный совет в Свердловской области, и что послужило поводом к его созданию?

– На территории Свердловской области первый общественный совет был создан еще в 2009 году. Тогда он носил несколько иное название (Общественный совет при ГУВД СО, – прим. ред.), но уже в то время имел четкую задачу – стать связующим звеном в цепочке взаимодействия правоохранительных органов и институтов гражданского общества, в частности, представителей малого и среднего бизнеса. Его возглавлял В.А. Воротников.

Однако учитывая, что, в соответствии с Указом Президента РФ подобные Советы могут формироваться со сроком полномочий на 2 года, в 2011 г. появилась необходимость пересмотреть его состав.

Сейчас Общественный совет при Главном управлении МВД России по Свердловской области представляет собой целую систему, в которую входит семь специализированных комиссий, каждая из которых осуществляет работу во вверенном ей направлении. К примеру, Комиссия по информированию граждан и публичному обсуждению вопросов, касающихся деятельности ОВД занимается освещением деятельности правоохранительных органов в средствах массовой информации.

Комиссия по взаимодействию с общественными объединениями и организациями, привлечению населения к участию в решении задач обеспечения правопорядка осуществляет «обратную связь» с такими институтами гражданского общества, как общественные объединения и организации. Учитывая количество таких объединений, взаимодействие с ними – это, безусловно, важный и многогранный процесс.

Могу добавить, что представители малого и среднего бизнеса также принимают активное участие в деятельности общественного совета. В частности, президент Союза МСБ СО Анатолий Филиппенков является председателем Комиссии по разработке и рассмотрению концепций, программ и инициатив по актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел, проведению общественной экспертизы проектов правовых актов.

Указ Президента РФ от 23 мая 2011 так определяет цели создания Общественных советов и задачи их работы: «…Общественный совет при МВД РФ и общественные советы при территориальных органах МВД РФ образуются в целях обеспечения согласования общественно-значимых интересов граждан РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел РФ, в том числе полиции».

– Расскажите об истории создания Общественного совета при Главном управлении МВД России по Свердловской области.

– В связи с реформой МВД, в целях повышения значимости Общественных советов при органах внутренних дел был издан Указ Президента №668 от 23 мая 2011 г. В процессе исполнения данного нормативного акта в МВД России были подготовлены организационные документы, после чего был создан общественный совет при Министерстве, который возглавил Илья Резник.

Затем начали создаваться советы на территории субъектов РФ. Первое пленарное заседание нашего совета состоялось 30 сентября прошлого года, тогда и было официально объявлено о его создании. При этом граждане проявили довольно высокую активность: было подано около 140 заявлений на включение в состав совета (в порядке самовыдвижения, по представлению общественных организаций).

Во время рассмотрения этих заявлений мы руководствовались Указом Президента, где определены категории лиц, которые не могут входить в состав общественного совета (лица, признанные недееспособными, лица, имеющие судимость и т.д.). В результате было отобрано 30 человек (максимально допустимое количество членов совета), мою кандидатуру выдвинули в качестве председателя. Так и был создан общественный совет, который в данный момент осуществляет свою деятельность на территории Свердловской области.

– Какова основная, фундаментальная задача общественного совета? Каковы его приоритетные направления?

– Назначение Общественного совета определяется как привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности, а также содействия в реализации государственной политики в сфере противодействия преступности.

В числе основных задач общественного совета также значатся:
1. участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан, общественных объединений и организаций по наиболее актуальным вопросам деятельности ОВД;
2. участие в информировании граждан о деятельности ОВД, в том числе через СМИ, и в публичном обсуждении вопросов, касающихся деятельности ОВД;
3. анализ мнения граждан о деятельности ОВД и доведение полученной в результате анализа информации до руководителей соответствующих органов внутренних дел;
4. проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности ОВД;
5. осуществление общественного контроля за деятельностью ОВД.

Говорят, существует такая проблема, как утрата доверия граждан к сотрудникам МВД. На мой взгляд, это произошло по причине того, что СМИ в течение длительного времени распространяли в основном негативную информацию о деятельности сотрудников МВД, тогда как существует множество примеров доблести и отваги сотрудников полиции, спасавших жизни и предотвращавших серьезные преступления, однако они почему-то не предавались широкой огласке.

В любом случае, деятельность общественных советов по выполнению своих основных задач направлена на возврат доверия граждан к ОВД, в том числе к полиции.

– В соответствии с какими нормами, документами осуществляют свою деятельность члены общественного совета?

– В первую очередь, в соответствии с действующим законодательством. В числе нормативных правовых, актов, определяющих порядок создания и деятельности общественных советов, помимо уже упомянутого Указа Президента РФ от 23 мая 2011 г. №668 «Об общественных советах при МВД РФ и его территориальных органах» могу назвать также Приказ МВД РФ №939 «О мерах по реализации Указа Президента РФ» от 15 августа 2011 г. и Приказ Министра внутренних дел РФ №988 «Об утверждении Порядка присутствия членов общественных советов при МВД РФ и его территориальных органах при проведении должностными лицами ОВД личного приема граждан» от 31 августа 2011 г.

Что касается непосредственно нашего общественного совета, то основные его задачи закреплены в Положении «Об общественном совете при главном управлении МВД РФ по Свердловской области». Правила внутренней организации, направления и порядок деятельности совета отражены в Регламенте, принятом на заседании общественного совета 09 декабря 2011 г. Наконец, морально-этические требования к членам общественного совета содержатся в Кодексе этики членов общественных советов, утвержденном Общественным советом при МВД РФ.

– В чем отличия действующего Общественного совета от того, который был создан в 2009 году?

– Одним из основных отличий является тот факт, что прежний Общественный совет вел прием граждан. Сейчас это правило изменено, и члены ОС могут только присутствовать при приеме граждан должностными лицами ОВД.

Это законодательно закреплено в Указе Президента, который регламентирует порядок участия членов общественного совета при приеме граждан должностными лицами ОВД. Могу сказать, что это логично, поскольку Общественный совет является совещательным органом и его решения носят рекомендательный характер. Стоит добавить также, что раньше общественные советы создавались по приказу министров, а сейчас в соответствии с Указом Президента. Этот Указ более детально рассматривает порядок создания и деятельности таких ОС.

– Расскажите о планах работы Общественного совета.

– У нас существует четко определенный график мероприятий, которые необходимо провести в ближайшее время. В их числе – организация масштабных акций, таких как «Дежурим вместе» (совместные дежурства членов общественного совета и представителей СМИ с сотрудниками различных служб полиции) и «Народный участковый».

Также запланировано проведение семинаров для представителей общественных советов при территориальных органах МВД по муниципальным образованиям области, круглых столов, в том числе с участием представителей Союза МСБ СО. Помимо этого будут проводиться публичные мероприятия под эгидой общественного совета, такие как соревнования по стрельбе среди правоохранительных органов и ЧОП, акция по оздоровлению ветеранов ОВД «Здоровое сердце». С полным списком мероприятий общественного совета, запланированных на ближайшее время, можно ознакомиться в ежеквартальном специализированном издании «Вестник Общественного совета при ГУ МВД России по Свердловской области».

В целом могу сказать, что впереди нас ждет трудоемкая и разноплановая работа, для выполнения которой необходимо участие не только органов внутренних дел, но и общественных организаций, социально-ответственных граждан. Только вместе мы сможем добиться по-настоящему больших результатов.

Членами общественного совета не могут быть:
1. лица, не являющиеся гражданами РФ либо имеющие гражданство (подданство) иностранного государства;
2. лица, не достигшие возраста 18 лет;
3. Президент РФ, члены Совета Федерации Федерального собрания РФ, депутаты Госдумы, члены Правительства РФ, судьи, иные лица, замещающие государственные должности РФ, должности федеральной государственной гражданской службы субъектов РФ, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах МСУ;
4. лица, признанные недееспособными на основании решения суда;
5. лица, имеющие или имевшие судимость;
6. лица, в отношении которых прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, в следствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;
7. лица, являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми по уголовному делу;
8. лица, неоднократно, в течение года, предшествовавшего дню включения в состав общественного совета, подвергавшиеся в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;
9. лица, членство которых в общественном совете ранее было прекращено в связи с нарушением кодекса этики членов общественных советов.

Коррупционные препоны – «головная боль» МСБ

Председатель Координационного совета при Главном управлении МВД Свердловской области, заместитель начальника полиции по оперативной работе полковник полиции Сергей Макаров рассказал редакции журнала «Уральский предприниматель» об «обратной стороне» предпринимательской деятельности и о факторах, мешающих развитию предприятий сферы МСБ.

– Сергей Николаевич, деятельность Общественного совета при ГУ МВД направлена на защиту интересов предпринимателей, однако предпринимательское сообщество неоднородно и среди его представителей, к сожалению, есть лица, осуществляющие преступную деятельность. Какова ситуация в сфере МСБ на данный момент? Много ли предприятий осуществляет свою деятельность в обход действующего законодательства?

– Малое и среднее предпринимательство всегда и во всех странах представляло собой костяк общества. Интенсивно развивающееся в последние годы, оно является самой динамичной формой экономической деятельности, где трудится большая часть социально-активного населения. В связи с этим значимость развития малого и среднего предпринимательства многократно возрастает, как в экономической, так и в социальной сферах, и является одной из основ стабильности государства. Однако существует и так называемая обратная сторона их деятельности.

Ни для кого не секрет, что часть предприятий малого и среднего бизнеса создается с целью нарушений действующего законодательства. Как правило, к ним относятся так называемые «фирмы-однодневки», которые используются представителями криминала для совершения мошеннических действий, в том числе и крупномасштабных, на межрегиональном, а иногда и на международном уровне.

В результате принимаемых органами внутренних дел организационно-практических мер, только за прошлый год в области выявлено более 3 тысяч преступлений коррупционной направленности, из них свыше 1100 — фактов мошенничества, более 800 — присвоений и растрат, совершенных с использованием служебного положения, 59 — коммерческого подкупа, 290 — взяточничества. По преступлениям коррупционной направленности привлечено к уголовной ответственности 418 лиц.

Например, большой общественный резонанс вызвали выявленные Управлением ЭБиПК ГУ МВД России по Свердловской области преступления, совершаемые межрегиональной организованной преступной группой на рынке металлопродукции в период с 2006 по 2010 годов. Мошенниками использовались 33 лжепредприятия. Установлены 692 организации на территории 54 регионов РФ и Республики Казахстан, потерпевших от их деятельности. Причиненный ущерб превысил 250 млн руб. В Пермском крае задержаны 3 участника ОПГ. В марте 2012 г. уголовные дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ, ч. 4 ст. 174.1 УК РФ с обвинительным заключением будут направлены в суд.

Преступники, называющие себя предпринимателями, расхищают бюджетные средства, заключают контракты без намерения их выполнения, а полученные деньги обналичивают и присваивают, скрывают доходы от налогообложения, легализуют преступные доходы, совершают незаконные операции в сфере внешнеэкономической деятельности и кредитно-финансовой системе, осуществляют незаконную предпринимательскую деятельность и т.п.

Так, в г. Первоуральске расследуется уголовное дело в отношении руководства ЗАО «УралВоенналадка» по факту совершения мошеннических действий и хищения денежных средств в размере 2,4 млн руб., выделенных из областного и городского бюджетов для ремонта котельной в п. Новоуткинск.

В предпринимательской среде распространено мнение о том, что успешное ведение бизнеса без нарушений законодательства невозможно. Поэтому руководители и собственники предприятий изыскивают различные способы обмана государства, организаций и граждан с целью личного обогащения.

Все перечисленное – это серьезная проблема, которой занимаются компетентные государственные органы: полиция, ФСБ, прокуратура и прочие. В общей сложности в 2011 году органами внутренних дел Свердловской области выявлено более 5 тыс. экономических преступлений. К уголовной ответственности по преступлениям в сфере экономики привлечено около 1 тыс. преступников.

Не остались в стороне и представители малого и среднего бизнеса. В 51 случае лица, их совершившие, являлись собственниками или совладельцами предприятий, в 71 – частными предпринимателями. Потерпевшими от данных преступлений зачастую становились другие предприниматели. Поэтому наша задача – защита законных прав и интересов, подчеркну особо, законопослушных, социально-ответственных представителей малого и среднего бизнеса.

– Что на ваш взгляд является сейчас главным барьером в развитии законопослушных субъектов малого и среднего бизнеса?

– Основными факторами, препятствующими их развитию, являются не только и даже не столько криминальные посягательства, но, в первую очередь, коррупционные препоны. Поэтому противодействие коррупции – это приоритетная задача всей правоохранительной системы и важнейшее условие успешного развития предпринимательства.

Однако острота проблемы не снижается. Это связано, в том числе, с кризисными явлениями в мировой экономике, которые оказывают негативное влияние на социально-экономическое развитие России и Свердловской области. Криминологическими исследованиями доказана прямая зависимость роста коррупционной преступности от ухудшения экономической ситуации.

Чтобы взять с поличным за взятку коррумпированного чиновника, создавшего целую систему, по которой оказываются криминальные услуги, помимо кропотливой и продуманной оперативной работы по документированию всех звеньев криминальной цепи, с изобличением её участников, необходимо личное участие потерпевшего предпринимателя.

Полиция готова и способна решать эту задачу. Но преступление будет выявлено и пресечено, а лицо, его совершившее, изобличено только тогда, когда работа организована строго в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, законом об оперативно-розыскной деятельности и на основе конструктивного взаимодействия правоохранителей с представителями бизнес-сообщества по каждому конкретному противоправному деянию.

Предприниматели требуют от полиции надежной и эффективной защиты от коррупционных посягательств чиновников, что правильно. Но при этом они избегают, а порой и не хотят непосредственно участвовать в решении столь важной государственной задачи, отказываются предоставлять гласную информацию, участвовать в проверочных мероприятиях, следственных действиях, не идут на контакт либо избегают встреч с полицейскими, и таким образом самоустраняются от деятельного участия. При подобном подходе проблему не решить. Без участия предпринимателей успеха не будет.

Осложняет выявление коррупционных фактов закрытость, а иногда корпоративная солидарность большинства государственных и муниципальных органов, недостаток прозрачности в их деятельности, слабость ведомственного контроля за деятельностью чиновников.

Хочу отметить, что успех пресечения коррупционных проявлений в отношении субъектов малого и среднего бизнеса возможен только при реальном и действенном сотрудничестве его представителей с правоохранительными органами. Ведущей службой в системе МВД по борьбе с коррупцией, в разрезе Свердловской области является Управление ЭБиПК.

На страже экономической безопасности

Преступления коррупционной направленности – одна из наиболее острых проблем, терзающих малый и средний бизнес. Существует множество примеров, когда предприниматель не может получить разрешение на занятие определенным видом деятельности, на открытие своего дела без передачи «подношения» нечистому на руку должностному лицу, чиновнику. Начальник Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Свердловской области, полковник полиции Олег Курач рассказал о мерах борьбы с подобными преступлениями и о способах участия предпринимателей в этой борьбе.

– ГУ МВД России подписало соглашение с НП «Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области» о взаимодействии. Создан Координационный совет под руководством Макарова Сергея Николаевича. Чем вызвана необходимость этих решений?

– В целях разработки и реализации мер, направленных на декриминализацию бизнеса, противодействие коррупции в органах государственной власти, в том числе в силовых структурах, 12 октября 2011 года подписано Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Некоммерческим партнерством «Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области» и ГУ МВД России по Свердловской области.

Это уже второй подобный документ. Первое соглашение было подписано в декабре 2008 года. С того момента произошли значительные изменения в законодательстве, касающиеся деятельности органов внутренних дел. Изменилась структура, название. Это повлекло за собой значительные изменения в нормативной базе и потребовало иного подхода к уровню взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества.

В соответствии с данным соглашением образован Координационный совет из представителей некоммерческих организаций, выражающих интересы малого и среднего предпринимательства, сотрудников полиции и прокуратуры, депутатов и членов Общественной палаты Свердловской области.

Образование данного совещательного органа вызвано необходимостью обеспечения конструктивного взаимодействия органов внутренних дел и объединений предпринимателей по защите прав и законных интересов представителей бизнеса от преступных посягательств и необоснованных административных ограничений, развития инициатив бизнес-сообщества по предупреждению правонарушений и обеспечению правопорядка.

Совет намерен привлекать предпринимателей к участию в общественной экспертизе проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности органов внутренних дел в сфере защиты прав и законных интересов представителей бизнеса, соблюдения законности и правопорядка, предупреждения правонарушений. Члены совета занимаются проведением общественного мониторинга мнений организаций малого и среднего бизнеса об эффективности деятельности полиции.

– В последнее время увеличилось количество жалоб предпринимателей на рейдерство. Как мы сообща, объединив усилия общественных объединений предпринимателей, Координационного Совета, можем помочь законопослушным предпринимателям?

– Передел собственности криминальными структурами представляет высокую общественную опасность и угрожает безопасности как предпринимательских структур, так и государства в целом. В ходе работы приходится разделять противоправные деяния от необходимых процессов слияний и поглощений, не противоречащих российскому законодательству и связанных, в первую очередь, с оптимизацией структуры управления.

В настоящее время «рейдерами» не используются схемы грубого захвата имущественных активов, которые наблюдались ранее. В этом видится и положительная роль всех правоохранительных органов, которым удалось выявить и пресечь преступления такого вида. В настоящее время преступниками используются многоступенчатые схемы, включающие в себя скупку акций, размывание пакетов акций через эмиссии, манипулирование реестрами, создание параллельных советов директоров, процедурные вопросы, связанные с организацией проведения собрания акционеров. Также сейчас распространены факты криминального передела собственности с использованием механизма банкротства предприятий– должников сторонними организациями и подставными кредиторами.

Характерным примером силовых захватов, совершавшихся в недалеком прошлом, является деятельность участников ОПФ «ДДТ», которые, с целью закрепления своих позиций на рынке автобизнеса, совершали в отношении конкурентов тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе взрывы, покушения на убийство с применением огнестрельного оружия, убийства и поджоги. 07.07.2011 г. Свердловский областной суд приговорил лидера ОПФ (Р. Хакимова) к 25 годам лишения свободы и штрафу в 1 млн руб. 17 его членов получили сроки от 23 до 8,5 лет.

По данным УФНС России по Свердловской области число находящихся в стадии процедуры банкротства превышает 800 хозяйствующих субъектов на общую сумму 7,8 млрд руб. В 2011 году к нам поступило 62 заявления, содержащих доводы о фактах криминального банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако не все из них получили свое подтверждение. Всего нами выявлено 19 преступлений, из них по ст. 195 УК РФ (неправомерные действия при банкротстве) – 16, 196 УК РФ (преднамеренное банкротство) – 3.

Так, в преддверии банкротства руководителем ООО «Арго Инвестстрой» в 2010 г. совершены действия, направленные на уменьшение активов общества и заведомо не влекущих неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Прошу не удивляться небольшому количеству таких преступлений. На протяжении последних лет их число никогда не превышало одного десятка.

Но ущерб от них достаточно большой и исчисляется, порой, несколькими сотнями миллионов рублей, а потерпевшими становились несколько десятков хозяйствующих субъектов (ОПГ Костарева). В прошлом году причиненный ущерб превысил 118 млн руб. При этом возмещено более 90%. Думаю, в этом вопросе позитивные результаты может принести совместная деятельность по рассмотрению обращений предпринимателей в НП «Союз малого и среднего бизнеса» о деятельности сотрудников полиции, о необходимости внесения изменений и дополнений в законодательство, нормативные правовые документы, положения которых используются для совершения противоправных деяний, привлечению предпринимателей к обсуждению вопросов, затрудняющих их хозяйственную деятельность.

– Какой вы видите защиту прав и законных интересов предпринимателей от криминальных посягательств, необоснованных административных ограничений, не процессуальных и иных непредусмотренных Законом действий со стороны государственных и муниципальных служащих, которые реально им могут причинить материальный или моральный ущерб?

– Как сотрудник органов внутренних дел, могу сказать, что защитить предпринимателей можно только путем выявления, пресечения и раскрытия противоправного деяния, совершенного в его отношении. И такая задача определена нам законом «О полиции». Противодействие экономическим и коррупционным преступлениям – важнейшее условие успешного развития предпринимательства.

В работе приходится учитывать большое количество важных обстоятельств. Например, взять с поличным за взятку должностное лицо, которое увязло в коррупции и создало целую систему, по которой оказываются криминальные услуги, обналичиваются и легализуются криминальные доходы, используя годами устоявшиеся приемы, сложно. Помимо продуманной оперативной работы по документированию всех звеньев криминальной цепи, с изобличением всех её участников, отработки версий о причастности таких лиц к совершению иных преступлений (присвоения и растраты, мошенничества, легализация криминальных доходов), сопровождающих коррупцию, необходимо участие самих предпринимателей, их активная позиция по непринятию криминальных действий со стороны должностных лиц.

– Какова на сегодняшний день статистика по правонарушениям в предпринимательской среде? Много ли предпринимателей становится жертвами правонарушений и предпринимателей, совершающих неправомерные действия?

– Распространены случаи, когда представители бизнеса сами становятся преступниками. В 2011 г. подразделениями ЭБиПК предпринят ряд мер по борьбе с преступлениями на потребительском рынке.

Выявлено почти 2,5 тыс. (+3,5%; 2 459) противоправных деяний в этой сфере. Имели место случаи легализации денежных средств, приобретенные субъектами бизнеса в результате совершения ими преступлений. В прошлом году выявлено 14 таких противоправных деяний. В производстве находилось 17 уголовных дел. По 5 преступлениям уголовные дела направлены в суд. Направлены в суд два уголовных дела, возбужденные по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 174.1 УК РФ, в отношении бывших руководителей Нижнетагильского филиала ОАО «УралТрансБанк», которые легализовали денежные средства в сумме 17,5 млн рублей, похищенные ими у ОАО «Уралтрансбанк» путем оформления кредитов на подставные юридические лица, совершили финансовые операции по перечислению денежных средств на иные номинальные юридические лица с последующим приобретением векселей и предъявлении их к оплате.

Всего в 2011 году в 51 случае лица, совершившие преступления, являлись собственниками или совладельцами предприятий, в 71 – частными предпринимателями. Наибольшая часть таких лиц работала в сфере потребительского рынка (39), финансово-кредитной системы (21), операций с недвижимостью (10). По 91 преступлению дела направлены в суд.

Потерпевшими от преступлений зачастую становились сами предприниматели. Но в результате грамотных и профессиональный действий сотрудников полиции противоправные действия были пресечены, лица, их совершившие, задержаны.

В ходе одной из операций «Контрафакт» проверено 937 организаций розничной сети и 11 предприятий, занимающихся оптовой торговлей. В их деятельности выявлено более 200 нарушений. Возбуждено 13 уголовных дел по частям 2 и 3 статьи 146 УК РФ (Нарушение авторских и смежных прав). Составлено 148 протоколов об административных правонарушениях. Из незаконного оборота изъято более 40 тысяч контрафактных дисков, свыше 5 тысяч фальсифицированных промышленных товаров с незаконным использованием товарного знака. Стоимость изъятой продукции превысила 8 миллионов рублей. Пресечена деятельность организованной преступной группы, занимавшейся хранением и реализацией контрафактной  спортивной одежды с незаконным использованием товарного знака компании «Adidas». Изъято 1800 поддельных вещей.

В прошлом году при получении незаконного денежного вознаграждения в сумме 100 000 рублей от директора одной из екатеринбургских фирм, занимающихся ремонтом автотехники, подыскивавших помещение для развития бизнеса, сотрудниками ЭБиПК задержан начальник отдела контроля использования государственного имущества Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области. Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 290 УК РФ.

Пресечена деятельность преступного сообщества, осуществляющего хищения денежных средств путем получения кредитов в ОАО «ВУЗ-Банк» с помощью подделки документов заемщиков и поручителей, с участием банковских работников, в том числе занимающих руководящие должности. Насчитывается более 100 эпизодов преступной деятельности. ОАО «ВУЗ-Банк» причинен материальный ущерб в особо крупном размере на общую сумму 79,6 млн рублей.

– У предпринимателей возникают проблемы с получением обоснованных и законных решений по их заявлениям, а это, по сути, отказ в уголовно-правовой защите бизнеса от преступлений. Почему? Чем может помочь предпринимательское сообщество?

– Любое сообщение о происшествии, в том числе и от предпринимателей, вне зависимости от времени и места его совершения, а также полноты содержащихся в нем сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. После регистрации в Книге учета сообщений о происшествиях принимаются меры реагирования. Сообщения о происшествиях, за исключением содержащих признаки преступления или административного правонарушения, рассматривается в срок не более 30 суток. Проверка сообщения, содержащего признаки преступления, осуществляется в порядке, установленном УПК РФ.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии со ст. 145 УПК РФ принимается одно из решений:
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения – в суд.

По иным сообщениям:
1) о возбуждении дела об административном правонарушении;
2) о вынесении мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
3) о передаче на рассмотрение по подведомственности и др.

В 2011 году зарегистрировано более 891 тыс. сообщений о происшествиях.  По всем из них приняты обоснованные решения.

Не могу не отметить в данном случае и факты неправомерных действий сотрудников при приеме сообщений. В ходе проверки по 169 заявлениям граждан такая информация подтвердилась. По сообщениям проведены дополнительные проверки. По ним приняты соответствующие решения. Виновные сотрудники привлечены к ответственности. Предпринимательское сообщество могло бы, в свою очередь, оказывать правовую и консультативную помощь предпринимателям в том случае, если они посчитают неправомерными действия полиции по их обращениям, привлекать их к обсуждению правовых коллизий и на основе этого рассматривать вопросы по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.

– Частно-государственное партнерство в сфере профилактики правонарушений. Могут ли в таком формате взаимодействовать полиция и бизнес?

– Без участия граждан и организаций в профилактике правонарушений невозможна эффективная работа по раскрытию и расследованию преступлений. Это касается также взаимодействия полиции и бизнеса.

В связи с этим Главное управление сотрудничает с предпринимателями и предпринимательскими сообществами. Одним из них является некоммерческое партнерство «Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области». Проводимые совместно с ними мероприятия направлены на обеспечение защиты конституционных прав законных интересов субъектов малого и  среднего предпринимательства.

7 февраля 2012 года в ГУ МВД была организована и проведена встреча за «круглым столом» руководителей Главного управления, членов Общественного совета при Главном управлении, УФМС и представителей Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области, предпринимательского сообщества. При обсуждении были рассмотрены факторы, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса в Свердловской области.

Если говорить о сотрудничестве полиции и бизнеса, то в этом плане стоит выделить участие в работе по охране общественного порядка сотрудников частных охранных организаций, раскрытию преступлений. Ежедневно на улицы городов для обеспечения правопорядка выходит до 30 охранников. С их участием раскрываются десятки преступлений. Бесспорна роль личного участия предпринимателя, потерпевшего от преступления, в проведении полицией мероприятий по документированию криминальной деятельности лиц, в проведении проверочных мероприятий, следственных действий. По информации предпринимателей проводятся необходимые оперативно-розыскные мероприятия, по результатам которых возбуждаются уголовные дела, задерживаются преступники.

Кроме того, безусловно, полезной стала бы подготовка со стороны сообщества обзорных материалов по обращениям предпринимателей в органы внутренних дел и правоприменительной практики. Уже на основе их можно инициировать подготовку предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство после их рассмотрения на Координационном совете. С учетом инициативы кандидата в Президенты РФ В.В. Путина на съезде Союза промышленников и предпринимателей в феврале 2012 года, касающейся гуманизации уголовного законодательства, предпринимательскому сообществу стоит обратить внимание и на положения Уголовного Кодекса РФ. Работа в данном направлении, думаю, позитивно отразится на развитии предпринимательства, сокращении ограничений в их деятельности.

– В данный момент все большей популярностью пользуется такой вид обратной связи, как Интернет-обращения граждан, в том числе предпринимателей. Насколько эффективно реализован этот ресурс в Главном управлении?

– В целях обеспечения гражданам доступа к подаче сообщения о происшествиях, в том числе об экономических преступлениях, в ГУ МВД России по Свердловской области работает электронная «почта доверия» doverie_guvd@mail.ru. На ведомственном портале www.guvdso.ru размещена форма электронной подачи заявления.

В 2011 году на электронный почтовый адрес поступило более трех сотен (374) обращений граждан. Все сообщения рассмотрены и по ним приняты процессуальные решения.

Статистика раскрытия преступлений экономической направленности:

На территории Свердловской области (без учета нераскрытых фактов фальшивомонетничества) выявлено 4 597 (-3,7%) преступлений экономической направленности, по которым  предварительное следствие обязательно, 2 970 (+3,3%) из них в категории тяжких и особо тяжких.
Доля тяжких преступлений в общем числе преступлений экономической  направленности выросла на 15,6% и составила 56,4% (2010 г. — 48,8% ).
В суд направлены уголовные дела по более чем 2 тыс. (2069; -1,9%) тяжким составам.
Положительной динамикой характеризовались результаты по выявлению преступлений в сфере бюджетного финансирования (+12,8%; 2 026), здравоохранения (+4%; 286), образования (+6,8%; 536), металлургии (+6,1%; 350), строительстве (+5%; 232), по линии финансово-кредитной системы (+4,6%; 2447), в сфере внешнеэкономической деятельности (+3,7%; 84).
В результате принимаемых органами внутренних дел организационно-практических мер, только за прошлый год в области выявлено более 3 тысяч преступлений коррупционной  направленности, из них свыше 1100 — фактов мошенничества, более 800 — присвоения и растраты, совершенных с использованием служебного положения.
По преступлениям коррупционной направленности привлечено к уголовной ответственности 418 лиц.
Вскрыто более тысячи преступлений против государственной власти (1 043, +3,3%), в том числе 280 фактов взяточничества (2010г.-263).
В рамках мероприятий по защите от коррупционных посягательств негосударственного сектора экономики задокументировано 59 фактов коммерческого подкупа (2010 г. — 5).
Возмещение причиненного ущерба по оконченным уголовным делам экономической направленности составило 95%.

Категория: Бизнес и власть, Закон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *