Экономика России

182548246

Россия в мировой экономике

2003-2011: Россия развивалась быстрее большинства стран

Для максимально наглядного сравнения стоит использовать не оценки международных организаций вроде Всемирного Банка или МВФ, и не отечественного Росстата - а оценки ЦРУ США (данные CIA. The World Factbook).

В качестве главного сравнительного показателя стран взят ВВП по паритету покупательной способности.

В качестве базы сравнения в данном случае используется ВВП, а не ВНП (валовый национальный продукт), так как это позволяет очистить сравнение от влияния сальдо экспорта-импорта. В российском случае он громадно положительный — за счёт экспорта энергоресурсов, и существенно повлияет на значение и положение страны. Но, поскольку большая часть получаемой от экспорта выручки помещается в «кубышку» (зарубежные казначейские облигации, валюту, драгметаллы), то её лучше исключить — внутри страны она не производит никакого серьезного экономического эффекта, а играет роль стабилизатора.

Далее следует сравнение ВВП, а не ВНП, так как это очищает сравнение от влияния «дармовой нефти» настолько, насколько это возможно. В этом случае в выигрыше будут страны с отрицательным торговым сальдо, типа Турции, США, Латвии или Греции, а страны типа России, Норвегии, Германии или Китая — в проигрыше, ну да и ладно. Также нужно упомянуть о том, что сравнение ЦРУ — самое жёсткое к положению РФ в мире (это можно увидеть тут).

Важно:

а) данное сравнение производится с абсолютной величиной экономик стран мира, а не с относительной (на душу населения),

Image:ВВП_на_душу_населения_в_странах_БРИК_2000-2010.PNG

б) ВВП рассчитан по паритету покупательной способности, а не простым математическим пересчетом текущих валютных курсов стран мира. Это сделано для улучшения объективности оценки. Пояснения приводятся на сайте ЦРУ, да и в Сети есть подробные объяснения, почему простой пересчёт по курсу давно уже фактически не применяется для сравнения, как недостаточно корректный.

Период взят с 2003 по 2011 — восемь лет, в течение которых произошли достаточно значимые мировые события. Прежде всего, это глобальный экономический кризис 2008-2009, а также цепь «цветных революций», которые сильно повлияли на постсоветское пространство и развитие бывших республик СССР.

В таблице две группы колонок — на 2003 и на 2011 годы, и в каждой группе по 4 колонки.

Колонка 1 - показывает место страны в мире на этот год. Из исходной цру-шной таблицы были удалены измерители World (весь мир) и European Union (ЕС), которые не относятся к конкретным странам, однако были пронумерованы в общей таблице. Остались только собственно страны мира.

Колонка 2 - страна. Страны взяты только те, которые значимы для исследования с позиций России:

  • первая двадцатка стран мира — целиком
  • все республики бывшего СССР — целиком
  • некоторые страны, интересные для общего сравнения (Польша, Израиль, Турция, Куба и т.п.)

Колонка 3 - величина ВНП по ппп, взятая с соответствующего годового раздела сайта CIA. The World Factbook. Все данные легко проверяемы.

Колонка 4 - Вес величины экономики конкретной страны относительно России, в процентах. Россия принята за 100%, а ВВП других стран пересчитан в % к её ВВП — и для 2003-го, и для 2011-го. Из этой графы можно наглядно видеть — выросла ли величина экономики конкретной страны относительно России, или уменьшилась.

Можно смотреть показатель и наоборот — догоняет ли Россия конкретную страну, или отстала от неё, за рассматриваемое 8-летие? Если процент в графе понизился — догоняет, если повысился — отстаёт. Кроме того, тут же можно наглядно оценить и относительный вес стран по сравнению с Россией. Скажем, Польша в 2011-м — это треть экономики России (32,2%).

Колонка 5 (слева групп колонок) — показывает цветом, кто куда катится и в каком направлении. Белый — осталась на месте в мировой табели о рангах, оранжевый — катится вниз, зелёный — поднимается наверх. Рекордсмены подъема и падения выделены более интенсивным цветом.

Сравнение стран мира по ВВП (ппс) с показанием величины экономики относительно России Image:Сравнение_стран_мира_по_ВВП_(ппс)_2003-2011.jpg

Некоторые выводы из таблицы.

1. Россия, вопреки устоявшимся и прочным мифам, сейчас вовсе не «стремительно отстаёт» от Китая, а даже немного к нему приблизилась за 8 лет. В 2003-м Китай её превосходит больше чем в 5 раз, а через 8 лет — в 4,7 раза. То есть, как минимум, «бежит вровень».

Image:Среднегодовой_рост_потребления_на_душу_населения_БРИК_2000-2010.PNG

Относительно США — восемь лет назад она была в 8,5 раз меньше, сейчас — в 6,3 раза. За восемь лет РФ передвинулась на 4 места вверх, в экономической табели о рангах, на 6-е место в мире — после Турции это второй результат в Топ-20.

То же самое относительно Японии — в 2003-м японцы были почти в 3 раза больше нас, а сейчас — существенно менее, чем в 2 раза. Так что шансы Японии на гипотетический реванш постепенно уменьшаются, скажем прямо — потому что рост экономики позволяет ещё и лучше содержать вооружённые силы.

2. Удивительно динамичный рост Турции — она рекордсмен по темпам роста ВВП в группе Топ-20. 8 лет назад она — не в первой двадцатке, а сейчас вышла на 16-е место. Да, если не дай Бог, ЕС её по дурости примет в свои ряды — через 20 лет она сожрёт все Балканы и начнёт откусывать куски и у стагнирующих экономик старой Европы.

3. Самый динамичный игрок в стагнирующей Европе — это Польша. Она, как и Россия, передвинулась на 4 места вверх (с 24-го на 20-е). 8 лет назад Польша была величиной с четверть Франции, а сейчас — с треть. Это большой рост. При этом, однако, данный рост идёт с большим отрицательным сальдо во внешней торговле и увеличением долгов, что несёт серьёзные риски (это и Турции касается). Хотя, если будет чем в будущем отдавать — то ничего, нормально. Главное, чтобы не как в Греции.

4. Иран, несмотря на жёсткие санкции и давление, все равно немного улучшил своё положение в мире (с 18-го на 17-е место).

5. Страны «Старой Европы» (Британия, Франция, Италия) постепенно ухудшают своё положение в мире, находясь в стадии стагнации. То же самое относится и к Канаде, которая на 3 позиции ухудшила своё место.

6. Выбыли из Топ-20 Нидерланды и Таиланд, бывший «тигр Азии», вошли в двадцатку более динамичные Польша и Турция.

7. Индия обогнала Японию, а «диктаторские» Куба и Азербайджан передвинулись на 20 и 18 мест вверх. Да и вообще, по таблице хорошо видно, что «демократические» страны в целом развиваются заметно медленнее, чем «недемократичные». И поэтому новые войны и санкции с целью придавить успешных, но неправильных (типа Ирана) — ещё грядут. Сдвиг в мироустройстве никогда не был беспроблемным.

8. Если бы за базу был взят 2001-й, а не 2003-й год, тектонические сдвиги были бы видны ещё нагляднее. Так, Россия тогда занимала 12-е, а не 10-е (2003) место в мире, Турция была ещё ниже по рангу, Польша тоже, Германия и Япония больше и т.д.

При анализе состояния дел на пост-советском пространстве в таблице добавляется колонка №5 — в ней показана величина прироста экономики, за эти же самые 8 лет.

Image:Страны_экс-СССР_по_ВВП_по_ппс_2003-2011.jpg

Некоторые выводы из таблицы.

1. Самый главный — это ужасающее падение роли и значения Украины, за 8 прошедших лет. Она съехала в мировой табели о рангах по ВВП на 8 мест вниз (с 31-го на 38-е), относительно России тоже — была больше 1/5 своей соседки, а сейчас едва переваливает за 13% от неё — то есть меньше 1/7.

То же самое — и относительно другой критически важной своей соседки — Польши. Если 19 лет назад Украина (наследник УССР) экономически была больше Польши на 14%, 205 против 180 млрд.$ (Factbook 1993), то уже в 2003-м — Польша больше неё в 1,7 раза. А сейчас — почти в 2,4 раза.

Причин две, и обе важные:

  • Украина — часть мощной империи, поставщик управленческих кадров и база передовой промышленности огромного евроазиатского рынка — это одно, а независимая, потерявшая рынки, лишённая дешевых источников энергии единого государства, это другое;
  • «оранжевая революция» и некомпетентное правление В.Ющенко (2005-2010) в рассматриваемый период.

Вообще, отсюда наглядно видно, что революции (разного цвета) для крупных стран — это непозволительная роскошь и источник огромных проблем для последующего развития. На примере Украины понятно, что «оранжевые» никаких проблем страны не решили, зато многие прежние усугубили. Это, кстати, касается и России, если в ней гипотетически произойдут похожие события — только ущерб будет ещё больше, так как система сложней, а экономика крупней. То есть, эволюция получается и дешевле и безопасней революции.

2. «Диктаторская» Белоруссия (Беларусь) под железной пятой Батьки, напротив, своё положение заметно упрочила — несмотря на все вывихи, девальвации и проблемы в области финансов. Более того, белорусы даже немного улучшили вес своей экономики и относительно российской (с 5% до 6%), которая тоже развивалась довольно быстро.

Особенно хорошо это иллюстрирует пара Белоруссия /Литва — см. внизу таблицы: реальное производство, пусть и не самое лучшее в мире, против искусственно раздутой сферы услуг и уничтожения производства, доставшегося от империи. Как говорится, комментарии излишни.

3. Наивысший лидер роста — тюркоязычный Азербайджан, более чем втрое! Армении следует очень серьёзно задуматься, если такая тенденция продолжится и далее.

4. Среди прибалтийских лимитрофов Литва и Латвия постепенно приобретают черты failed states, поскольку они успешно избавились от имперской промышленности, а новой не приобрели. Кроме того, они критически обескровливаются по численности экономически активного населения. Эстония же удержалась на грани и нашла своё место в европейском разделении труда — на морских перевозках, грузовых и пассажирских.

5. Грузия, благодаря решающему крену на Запад, и соответственным вливаниям в экономику, сумела извлечь дивиденды из «революции роз» и экономически выросла вдвое. Причем несмотря на войну-2008. То есть, можно, конечно, смеяться над тем, как Саакашвили кушает галстук, но тем не менее страна не утратила свои экономические позиции, а напротив, укрепила их. Вот только делается это с огромным отрицательным внешнеторговым сальдо — то есть, с большими рисками в будущем (польская модель).

6. Авторитарно-байский Казахстан Назарбаева развивается быстро и при этом равномерно. Равно как и диктаторский Узбекистан. Ещё одна причина сравнить состояние «революция, анархия» и состояние «авторитарная стабильность», по совокупному результату — скажем, с соседней Киргизией.

7. Аутсайдеры, не имеющие перспектив как независимые государства — Молдавия и Киргизия. С благополучных времен советской империи они упали буквально в пропасть, в самые низкие ряды неудачников. Таджикистан же, напротив, вырос более чем вдвое — но, подозреваю, благодаря переводам семьям, посылаемым из России.

Низкая безработица

По итогам 2011 года реальная безработица среди женщин в России составляла около 22 процентов, а среди мужчин — 19 процентов. Такие данные собственного исследования приводит Gallup. Русскоязычный вариант рейтинга стран по уровню реальной безработицы можно посмотреть здесь.

При этом официальная безработица по данным российских служб занятости по итогам 2011 года составила 1,4 процента (в 14 раз меньше, чем по данным Gallup), а по подсчетам Росстата - 6,6 процента (почти в три раза меньше).

По данным Gallup, лидером по безработице в 2011 оказалась Буркина-Фасо, где не работают 95 процентов мужчин и 85 процентов женщин. Наиболее низкий уровень безработицы наблюдается в Сингапуре — 12 процентов среди мужчин и 16 — среди женщин. Всего в 12 странах мира уровень безработицы ниже, чем в России. Среди них такие государства как Финляндия, Нидерланды, Дания, Израиль, Бельгия, Словакия и Швеция.

Большинство европейских государств обошли Россию по уровню безработицы. Так, во Франции полностью не трудоустроены 30 процентов мужчин, в Италии — 44 процента, в Ирландии — 29 процентов. В США безработица составляет 39 процентов для мужчин и 30 — для женщин, в Индии — 50 и 43 процента соответственно, в Китае — 67 и 62 процента.

Исследование Gallup также позволяет оценить, насколько половая принадлежность в разных странах влияет на трудоустройство. В России показатели женской и мужской безработицы отличаются всего на три процента. Для сравнения, в Саудовской Аравии безработица среди женщин на 23 процента выше. В Ирландии, напротив, мужчинам намного сложнее найти работу: безработица среди женщин меньше на 15 процентов.

Данные российских служб занятости населения по безработице основаны на числе граждан, вставших на учет и официально зарегистрировавшихся как безработные. Росстат оценивает безработицу по методике Международной организации труда (МОТ) — по ней в эту категорию попадает экономически активное население, которое не имеет работы, но активно ее ищет.

Gallup оценивает реальный уровень безработицы с помощью опросов. Организация опрашивает граждан и выясняет, хотели бы они увеличить продолжительность рабочего дня. Тех, кто готов это сделать, Gallup заносит в безработные. Таким образом, безработицу пополняют граждане, работающие неполный рабочий день, но желающие перейти на полный. В свою очередь, те, кто работает по несколько часов в день, но не желает менять график, считаются полностью занятыми.

Низкий государственный долг

Image:Отношение_государственного_долга_к_ВВП_2010.PNG

Россия с 2009 года начала постепенно наращивать госдолг из-за нехватки средств после кризиса. Правительство приняло решение занимать деньги как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В 2011 году государственный долг России составлял 11,2 процента ВВП.

Государственный внутренний долг России на 1 ноября 2012 года составил 3,931 триллиона рублей, сообщается в официальных материалах Министерства финансов. Как указывает «Прайм», с начала 2012 года объем госдолга вырос на 384 миллиарда рублей, или на 10,8 процента. На 1 января 2012 года внутренний госдолг России достигал 3,546 триллиона рублей.

Что касается внешнего госдолга России, на 1 октября 2012 года, по данным Минфина, он составил 40,545 миллиарда в долларовом выражении (или 31,355 миллиарда, если считать в евро). На 1 января 2012 г. размер внешнего госдолга составил 35,8 миллиарда долларов (27,7 миллиарда евро).

В течение 2011 года объем государственного внешнего долга России уменьшился на 10,4 процента, если считать в долларовом выражении, и на 8,4 процента в евро. В апреле 2012 года объем госдолга в процентах от ВВП страны оценивался примерно в десять процентов. Тогда же Владимир Путин, занимавший на тот момент пост премьер-министра, заявил, что госдолг России в ближайшие три года не должен превысить 15 процентов ВВП.

Министерство финансов прогнозирует (октябрь 2012 г), что к концу 2012 году государственный долг России вырастет до 14,1 процента ВВП.

Высокий разрыв в доходах богатых и бедных

Коэффициент Джини используется для определения степени разрыва в доходах бедных и богатых. Чем ближе значение показателя к единице, тем выше уровень социального неравенства.

По данным Global Wealth Report, в 2012 году РФ стала мировым лидером по неравенству распределения богатства. В частности, на долю одного процента россиян приходится 71 процент личных активов в стране. В мире в среднем на один процент самых богатых приходится 46 процентов активов. В то же время, по данным справочника ЦРУ по странам мира, в 2008 году этот показатель в РФ составлял 0,423.

В США в 2011 году коэффициент Джини увеличился до 0,463, тогда как, к примеру, в 1968 году этот показатель составлял 0,351.

Коэффициент Джини в Китае в 2012 году составил 0,474. Об этом, как сообщает Agence France-Presse, заявил глава китайской статистической службы Ма Цзяньтан (Ma Jiantang).

Динамика ВВП

Прогноз на 2012 г

  • В ноябре 2012 года по прогнозу министерства, в четвертом квартале ВВП должен в годовом исчислении вырасти на 2,6-2,7 процента, а рост за весь год составит 3,5 процента. Такую же оценку дает и Всемирный банк, который также предсказывает незначительное ускорение роста (до 3,6 процента) по итогам 2013 года.
  • В октябре 2012 года аналитики польской PMR привели следующие данные по макроэкономическим индикаторам России:

Image:Макроэкономические_индикаторы_России_в_2006-2013_гг._(PMR_2012).jpg

  • 29 июня 2012 года компания Ernst&Young представила очередной прогноз по России.

Согласно нашему текущему прогнозу, рост ВВП в 2012 году составит 4%. Однако учитывая неожиданное снижение данного показателя в первом квартале, повышается вероятность того, что это значение в итоге составит 3,5-4%. Тем не менее, несмотря на снижение государственных расходов, внутренний спрос сохранит стабильность. В марте и апреле наблюдался некоторый спад инвестиционной активности, однако основные показатели остаются высокими; прибыль предприятий сохраняет положительную динамику, а объем незагруженных производственных мощностей снижается. К тому же рост объемов кредитования нефинансовых корпораций, который за год по февраль составил 26%, свидетельствует о стабильно высоком уровне потребности в финансировании. Поэтому по нашим прогнозам спад инвестиционной активности будет незначительным.
Основные факторы, влияющие на уровень потребительских расходов, по всей видимости, останутся стабильными; дефицит специалистов на рынке труда способствует сохранению высоких темпов роста заработной платы. Несмотря на это, реальная покупательная способность во втором полугодии текущего года снизится из-за усиливающейся инфляции.

Процентные ставки в 2012 году не изменялись, однако недавнее снижение инфляции позволяет сделать вывод о существенном ухудшении реального положения дел в денежно-кредитной сфере. К тому же, несмотря на обеспокоенность возможным дефицитом ликвидности, Центральный Банк, учитывая соответствующие риски, в целом продолжал проводить довольно жесткую политику, стараясь не допустить превышения целевого показателя уровня инфляции на этот год, который составил 5-6%. Таким образом, вероятное повышение процентных ставок во втором полугодии, направленное на обуздание инфляции в 2013 году, может негативно отразиться на уровне спроса в конце текущего и начале 2013 года.

На фоне довольно пессимистичных прогнозов по Германии и скандинавским странам и ожиданий замедления темпов роста в других европейских странах в последующие несколько лет, перспективы роста экономики в России тоже выглядят несколько туманно. Опасения по поводу падения добычи нефти в странах Ближнего Востока компенсируются существенным ослаблением мирового спроса. Как следствие, в 2013 году ожидается дальнейшее снижение мировых цен на нефть, что, в свою очередь, обусловит ограничение государственных расходов и значительным образом повлияет на объем инвестиций, состояние бизнеса и уровень потребительского доверия. В результате этого высокие государственные расходы за счет высоких нефтяных доходов от реализации продолжат сокращаться, что приведет к снижению темпов экономического роста в 2013 году до прогнозного уровня 3%, который в 2014 году незначительно увеличится (до 4%).

Учитывая стабильный уровень цен на энергоносители и отсутствие предпосылок для активизации спроса в Европе в целом (основной рынок российских нефти и газа), в долгосрочной перспективе достижение показателей экономического роста 2003-2007 годов, которые составляли 7% и более, представляется маловероятным.

Image:Прогноз_по_России_Ernst_Young_июнь_2012.png

Источник: Ernst&Young, июнь 2012

Ранее, в октябре 2011 года компания «Эрнст энд Янг» давала более оптимистические прогнозы развития основных экономических показателей России до 2015 года (обоснование приводится в разделах «Динамика ВВП» и «Зависимость экономики от цен на нефть» ниже). По большинству показателей эти прогнозы компании оказались ошибочными.

Файл:Прогноз_развития_экономики_России_на_2012-2015_года_Эрнст_энд_Янг_(октябрь_2011_года).png

Источник: Ernst&Young, октябрь 2011

  • В мае 2012 года эксперты ОЭСР пересмотрели свой прогноз роста ВВП России, отметив, что по итогам 2012г. его объем увеличится на 4,5%. В предыдущем докладе ОЭСР рост ВВП РФ в 2012г. прогнозировался на уровне 4,1%.

В докладе организации отмечается, что оценка роста экономики на текущий год была изменена на фоне более высоких цен на нефть и некоторой разрядки долгового кризиса в еврозоне.

Основные риски замедления экономического роста в России ОЭСР связывает с ухудшением ситуации в глобальной экономике, которое может спровоцировать падение мировых цен на нефть и ускорение оттока капитала из страны.

Международный валютный фонд (МВФ) также недавно повысил свой прогноз роста экономики России в 2012г., предсказав ускорение роста ВВП с 3,3% до 4%. Главной причиной такого скачка эксперты МВФ назвали сохраняющиеся высокие цены на нефть.

В то же время Минэкономразвития (МЭР) России понизило прогноз по росту ВВП в 2012г. с 3,7% до 3,4%. Возглавлявшая тогда МЭР Эльвира Набиуллина отмечала, что понижение прогноза связано с переоценкой базы и дополнительным ростом ВВП в 2011г., который не ожидался.

Отчет агентства Experian «Экономика России: итоги и прогнозы (2011-2015)»

2012: За 9 месяцев + 3,9%

  • Рост российской экономики за девять месяцев 2012 года составил 3,9 процента по сравнению с тем же периодом предыдущего года (Росстат). Данные Росстата оказались чуть выше оценки Минэкономразвития, которое посчитало рост ВВП на уровне в 3,8 процента в январе-сентябре.

В третьем квартале ВВП России вырос на 2,9 процента, тогда как подъем в первые три месяца составил 4,9 процента, а во втором квартале он замедлился до 4 процентов.

Замедление роста в годовом исчислении во многом объясняется более высокой базой второй половины 2011 года. В третьем квартале 2011 года ВВП вырос на 5 процентов, тогда как во втором — лишь на 3,4 процента. C высокой базой как основной причиной замедления согласился ранее и замминистра экономического развития Андрей Клепач.

В октябре в Минэкономразвития заявляли, что только при росте ВВП в 4-4,5 процента в год удастся сбалансировать социальные обязательства России и ее оборонные расходы с ресурсными возможностями.

  • ВВП России во втором квартале 2012 года вырос в годовом выражении на 4 процента. Об этом сообщается в официальном пресс-релизе Росстата, где приводится предварительная оценка по динамике ВВП страны. Как указывает «Интерфакс», исходя из квартальных данных, полугодовой рост ВВП можно оценить в 4,4-4,5 процента.

Данные Росстата практически совпали с оценкой Минэкономразвития, которое в середине июля 2012 г оценило увеличение ВВП во втором квартале в 3,9 процента. По данным министерства, в первом квартале экономика страны поднялась на 4,9 процента, а в январе-июле — примерно на 4,4 процента.

В июле министр экономического развития России Андрей Белоусов говорил, что прогноз по экономическому росту на 2012 год может быть повышен с 3,4 до 3,8-4 процентов. Ожидается, что уточненный прогноз будет подготовлен в Минэкономразвития к концу августа 2012 г.

  • В конце апреля 2012г. Дмитрий Медведев, будучи президентом России, высказал пожелание увеличить темпы роста экономики. «Темпы роста ВВП в 4% — это неплохо для Соединенных Штатов, нам бы 6 или 7%, как в Китае и Индии», — отметил Д.Медведев.
  • В первом квартале 2012 года рост ВВП по сравнению с предыдущим годом составил 4% (первоначальный показатель 4,9% после пересмотра оказался существенно ниже). Таким образом, квартальный рост, скорректированный с учетом сезонности, составил всего лишь 0,1%.

Ernst&Young (июнь 2012): Вероятно, на экономику страны оказали положительное влияние дополнительные меры финансового стимулирования в первом квартале, в рамках которых была значительно увеличена заработная плата государственных служащих. Вместе с тем, резкий рост покупательной способности населения, возможно, связан с искусственным падением инфляции в результате сдерживания роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые, как правило, пересматриваются в январе. В 2012 году, однако, из-за президентских выборов, прошедших в марте, пересмотр тарифов был отложен до июля.

Проблемы еврозоны продолжат оказывать негативное влияние на развитие российской экономики в течение всего 2012 года, провоцируя замедление экспортной активности, а также снижение объемов прямых иностранных инвестиций и других источников притока капитала. Ситуация усугубится за счет недавнего падения цен на нефть, которые, по прогнозам, снизятся в 2012 году в среднем на 5%. В марте и апреле замедлился рост промышленного производства, а падение уровня мирового спроса оказывает негативное влияние на деловую активность в отраслях экономики, более подверженных внешним рискам.

Основными факторами экономического роста остаются усиление внутреннего спроса, меры государственной поддержки в сфере бюджетно-налогового стимулирования, дальнейшее снижение уровня безработицы, который в мае 2012 года достиг своего минимального за четыре последних года значения в 5,4%. Впрочем, в настоящее время наблюдается резкое ужесточение бюджетно-налоговой политики, что в некоторой степени нивелирует продолжающееся укрепление внутреннего спроса.

  • По итогам первого квартала 2012 г. ВВП России, по данным Росстата, вырос на 4,9% по сравнению с январем-мартом 2011г. Это самый высокий показатель среди стран «Большой восьмерки». Для сравнения: в Германии за тот же период ВВП вырос лишь на 1,2%, в США — на 2,1%, а в Италии и вовсе снизился на 1,3%. Однако экономики Китая и Индии все же росли быстрее российской, прибавив 8,1% и 6,5% соответственно.

2011: + 4,3%

  • По итогам 2011 года российский ВВП увеличился на 4,3 процента.
  • ВВП России вырос по итогам I полугодия 2011 г. на 3,9%, а во II полугодии ожидается рост на 4,5%. Об этом сообщила министр экономического развития Эльвира Набиуллина на заседании президиума правительства.

В свою очередь замглавы ведомства Андрей Клепач добавил, что во II квартале темпы экономического роста несколько замедлились по сравнению с I кварталом. Если в I квартале ВВП вырос на 4,1% к аналогичному периоду 2010 года, то во II квартале рост оценивается в 3,7%. «Июнь продолжил тенденцию к достаточно устойчивому экономическому росту», — отметил замминистра. С учетом сезонного фактора, по данным министерства, экономика страны в июне продемонстрировала рост в 0,3%, тогда как в мае этот показатель составлял 0,4% к предыдущему месяцу.

Несмотря на увеличение темпов развития, связанное с повышением цен на нефть и газ, состояние российской экономики остается неутешительным, отмечают в «Эрнст энд Янг» (4 октября 2011 года). Достигнув 4,5% в четвертом квартале 2010 года, рост ВВП в годовом исчислении снизился до 4,1% в первом квартале и до 3,4% во втором квартале 2011 года. Данные с сезонными корректировками пока не готовы, однако аналитики предполагают, что ежеквартальный рост снизился во втором квартале до 0,4%, что значительно ниже обычных показателей. Такой результат совершенно не оправдывает ожиданий, сложившихся исходя из достаточно обнадеживающих показателей объемов промышленного производства и розничных продаж. Безусловно, на ослабление экономики повлияло ухудшение ситуации в еврозоне, где темпы развития резко снизились ввиду распространяющихся опасений кризиса государственного долга. Настроения на рынке значительно ухудшились, что привело к бегству инвесторов в высоконадежные активы. В России эта тенденция проявилась в резкой активизации продаж на местных фондовых биржах и падении рубля на 5,8% к бивалютной корзине. Замедление роста мировой экономики и нежелание инвесторов принимать на себя риски представляют собой основную угрозу для России ввиду их влияния на цены на нефть, несмотря на то что до настоящего момента эти цены определялись объемами спроса.

Однако Россия все еще может рассчитывать на рост экономики, говорят в «Эрнст энд Янг». Инфляция замедляется, что в свою очередь приводит к увеличению реальной заработной платы и удерживает процентные ставки, а в бюджете, принятом в сентябре 2011 года, в краткосрочной перспективе запланированы дополнительные расходы и повышение зарплат. После первого полугодия, которое не принесло ожидаемых результатов, прогнозируемые показатели увеличения ВВП в 2011 году были снижены до 3,8%. Несмотря на это, показатели должны снова вырасти ближе к 2012 году как следствие роста потребительского спроса.

Промышленное производство

Промышленное производство, по данным Минэкономразвития, выросло по итогам I полугодия 2011 г. на 5,3%.

Россия: ВВП и промышленное производство

Источник: Oxford Economics, 2012

Аналогичный прогноз в 2011 году. График

Отрасли промышленности

Инвестиции

2012: -14,4% за первые 9 месяцев

  • Объем иностранных инвестиций, поступивших в Россию за первые девять месяцев 2012 года, составил 114,5 миллиарда долларов, что на 14,4 процента меньше, чем за тот же период годом ранее. Об этом сообщается в материалахРосстата.

При этом объем погашенных инвестиций, то есть тех, которые сначала поступили в страну, а потом были выведены, составил 99,7 миллиарда долларов. Таким образом, объем чистых инвестиций в российскую экономику за девять месяцев составил 14,8 миллиарда долларов.

Лидерами по инвестированию в РФ оказались:

  • Голландия (15,7 миллиарда долларов),
  • Кипр (11,8 миллиарда долларов) и
  • Великобритания (10,6 миллиарда долларов).

В целом по состоянию на конец сентября 2012 года накопленный зарубежный капитал в российской экономике вырос на 9,3 процента до 353,3 миллиарда долларов.

Российские инвестиции за рубеж, напротив, выросли: в январе-сентябре из РФ за границу направлено 109,4 миллиарда рублей, из них погашенные инвестиции составили 101,3 миллиарда долларов. И направленные, и погашенные инвестиции выросли в среднем на 13 процентов. Объем накопленных за рубежом вложений из России на конец сентября 2012 года составил 119,2 миллиарда долларов. Лидерами по привлечению российских инвестиций являются:

  • Швейцария (38,6 миллиарда долларов),
  • Австрия (14,5 миллиарда долларов) и
  • Кипр (10,8 миллиарда долларов).
  • В октябре 2012 года выступая на инвестиционном форуме «Россия зовет!», президент Владимир Путин заявил, что к 2015 году объем инвестиций в российскую экономику должен вырасти до 25 процентов ВВП, а к 2018 году — до 27 процентов ВВП. Для сравнения, по итогам 2011 года объем инвестиций в РФ, по данным Росстата, превысил 190 миллиардов долларов (5,7 триллиона рублей по курсу на начало 2012 года). Учитывая, что ВВП страны составил 54,369 триллиона рублей, инвестиции ненамного превысили 9,5 процента ВВП.
  • В июле 2012 года в докладе Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development, ЮНКТАД) отмечается увеличение объемов инвестиций в российскую экономику, а также повышение ее привлекательности для зарубежных компаний. Эксперты ЮНКТАД констатируют близкий к рекордному рост инвестиционных потоков в Россию.

По результатам опроса ЮНКТАД, Россия поделила с Германией восьмое место в списке государств, куда планируют вкладываться глобальные корпорации в 2012-2014 гг [5].

Image:В_какие_страны_планируют_инвестировать_иностранные_корпорации_2011.JPG

  • В октябре 2011 года в «Эрнст энд Янг» ожидали увеличения притока инвестиций в России, несмотря на множество опасений, связанных с ослаблением мировой экономики в целом. В течение последних шести месяцев приток инвестиций сдерживался политической нестабильностью, последовавшей за решением президента Медведева отправить в отставку ряд ключевых чиновников. Однако, учитывая предстоящие в декабре 2011 года выборы, ситуация должна стабилизироваться, а рост инвестиций в 2012 году должен составить 9% по сравнению с 2,3% в 2011 году.

Image:Наиболее_привлекательные_регионы_для_открытия_бизнеса_Ernst_and_Young_2011.png

2011: Прямые иностранные инвестиции $53 млрд

  • По данным ЮНКТАД, в 2011 году прямые иностранные инвестиции в РФ выросли на 22% по сравнению с предыдущим годом и достигли 53 млрд. долларов. Это рекордный показатель привлечения прямых инвестиций с посткризисного периода.
  • Рост инвестиций во II квартале 2011г. составил 4,9%. При этом в июне инвестиции в российскую экономику выросли с учетом сезонного фактора на 0,4%. «Если в I квартале был провал, то II квартал дал существенный положительный рост. С точки зрения темпов роста инвестиций очень хорошими были апрель и май, а в июне мы наблюдаем некоторое проседание. Тем не менее, в целом — а это важнее — II квартал перекрыл то падение, которое было в I квартале», — подчеркнул А.Клепач.

Минэкономразвития ожидает рост инвестиций по итогам года на уровне 6%. «Мы рассчитываем, что в III-IV кварталах будет существенное ускорение роста инвестиций. Мы видим по II кварталу, что темп роста инвестиций ускорился, и чтобы выйти на 6-процентный рост, нужен еще один скачок, вторая волна инвестиций», — отметил замминистра.

Экспорт

В общем объеме российского экспорта в стоимостном выражении по итогам ноября 2011г., по данным Минэкономразвития, топливно-энергетические товары занимают почти 70% в стоимостном выражении, в том числе нефть и нефтепродукты — более 53%, газ — более 12%.

Подробнее об экспорте нефти и газа здесь.

Конкуренцию топливу едва ли могут составить металлы, на которые пришлось 8,9% от общего объема вывозимой из страны продукции.

На третьем месте – товары химической промышленности и каучук, на долю которых пришлось лишь 6%.

Еще более скромно выглядят остальные статьи экспорта:

  • Машины, оборудование и транспортные средства — 4,2%,
  • Продовольствие, главным образом зерновые — 2,2%,
  • Древесина и бумажно-целлюлозная продукция — 2,1%,
  • Другие товары — 7,1%.

Для сравнения, вторая экономика мира по объему ВВП — Китай, основной которого является экспорт, вывозит из страны в основном текстиль и электронику. Основу экспорта США составляет продукция машиностроения. Из развивающейся Индии в основном везут транспортное оборудование, одежду и лекарства, а также сельскохозяйственную продукцию.

Статьи по отдельным статьям экспорта:

Зависимость экономики от цен на нефть

Экспортная пошлина на нефть в 2012 году держалась на уровне около 400 долларов за тонну нефти. Это означает, что за счет экспорта государственный бюджет получил только на пошлине на нефть в дальнее зарубежье приблизительно 84 миллиарда долларов (2,5 триллиона рублей). Для сравнения, общие доходы федерального бюджета (включая другие экспортные пошлины и налоги) в 2012 году составили 12,858 триллиона рублей.

  • Как ожидают в «Эрнст энд Янг» (октябрь 2011 года), продолжение уверенного экономического роста и большие объемы доходов от продажи нефти приведут к дальнейшему сокращению бюджетного дефицита, несмотря на рост государственных расходов, которые увеличат дефицит на 1,7% от ВВП по сравнению с 0,2%, прогнозируемыми на 2011 год. Если за ослаблением мировой экономики не последует падения мировых цен на нефть, то положение России останется благоприятным. Это позволит поддержать экономическое развитие страны в ближайшие годы за счет государственных расходов и инвестиций.

В то же время признаки экономического спада, проявляющиеся в Германии и странах Скандинавии, а также падение роста в остальных странах Европы неизбежно приведут к ухудшению экономической ситуации в среднесрочной перспективе. Цены на нефть должны упасть в течение ближайших лет, поскольку снижение объемов поставок с Ближнего Востока компенсируется ослаблением мирового спроса на нефть. В 2012 году ожидается падение цен на нефть примерно на 6% (после скачка на 39% в текущем году), а в 2013 году – на 2,5%, причем если мировая экономика снова вступит в фазу рецессии, то это падение может оказаться еще более затяжным. Развитие экономики, обусловленное высокими нефтяными доходами, начинает замедляться – согласно прогнозам, в 2013 году рост ВВП сохранится на уровне 4,5% с последующим снижением до 3,5% в 2014–2015 годах. Из-за низкого уровня спроса в Европе (на основном рынке сбыта российской нефтегазовой продукции) в долгосрочной перспективе, а также потенциального снижения цен на нефть маловероятно, что темпы экономического роста в России смогут превысить уровень 7%, наблюдавшийся в 2003–2007 годах.

  • Июнь 2011 г.: «В районе 2000 года расходы бюджета примерно балансировались при цене нефти ниже 30 долл. за баррель. Сегодня — при цене 118 долл. Добыча нефти не сократилась за этот период», — поясняет г-жа Волчкова, научный руководитель Центра экономических и финансовых исследований и разработок, добавляя, что даже расходы на олимпиады и другие мировые спортивные мероприятия не объясняют такой прирост.

Если в 2004 году ненефтегазовый дефицит составлял 2,4% ВВП, то в 2008-м он уже был 6,5% ВВП, в 2009-м — 13,7% ВВП, в 2010-м — 11,8%. «По оценкам ЦМИ, после принятия поправок к закону о бюджете на 2011 год (в мае) ненефтегазовый дефицит бюджета в текущем году при среднегодовых ценах на нефть на уровне 105 долл. за баррель составит около 11,2% ВВП. Неф­тегазовые доходы в 2011 году составят не менее половины всех доходов федбюджета. При этом для объема госрасходов 2011 года среднегодовой уровень неф­тяных цен, обеспечивающий бездефицитный бюджет, составляет около 118 долл. за баррель», — приводит оценки начальник отдела Центра макроэкономических исследований Сбербанка Надежда Иванова.

  • Более половины российского бюджета зависит от доходов нефтегазовой отрасли. А в бюджет 2012г. уже заложена цена «черного золота» на уровне 100 долл. за баррель, в то время как в 2011 году изначально бюджет верстался из расчета стоимости нефти на уровне 70-80 долл. за баррель.

Финансовая система

Федеральный бюджет

Основная статьяБюджет России

Бюджет на 2014 год

Объем расходов на социальное развитие России в 2014 году превысит 4 триллиона рублей. Об этом в июле 2012 года заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев. Государство, по его словам, должно сделать все необходимое для сохранения бесплатного, доступного и качественного здравоохранения.

Бюджет на 2013 год

23 ноября 2012 года Госдума в третьем чтении проголосовала за проект федерального бюджета на 2013 год и на плановый период с 2014 по 2015 год. За принятие законопроекта проголосовали 66,4 процента депутатов (299 человек).

Против законопроекта проголосовали 147 человек. Они представляют «Справедливую Россию» и КПРФ, которые голосовали против бюджета и в первых двух чтениях.

Всего Госдума рассматривала бюджет около месяца — в первом чтении он был одобрен 19 октября 2012 г, во втором — 16 ноября. Значительных изменений по основным параметрам бюджета в правительственный вариант внесено не было — в основном они касались перераспределения средств между статьями. При подготовке ко второму чтению в бюджет были внесены 163 поправки, еще 205 были отклонены.

Доходы бюджета 2013 года определены на уровне 12,87 триллиона рублей, расходы — на уровне 13,39 триллиона. Таким образом, дефицит составит 521 миллиард рублей, или 0,8 процента ВВП. При этом уровень ВВП оценен в 66,52 триллиона рублей, а инфляция по итогам года — в 5,5 процента.

При этом не исключено, что из-за колебаний цен на нефть на мировом рынке прогноз по дефициту будет изменен в ту или иную сторону. Так, в бюджете-2012 изначально говорилось, что дефицит составит полтора процента ВВП, а по факту он составил только 0,02%. Аналогичная ситуация возникла и в 2011 году, причем тот год стране удалось даже закончить с профицитом бюджета в 0,3 процента ВВП.

Критиковавшие проект бюджета партии указывали, что считают прогнозы неверными. В частности, в «Справедливой России» полагают, что правительство занизило прогноз по доходам, что дает возможность нераспределенные средства отправлять не в экономику, а в резервный фонд, или распределять их в ускоренном порядке в конце года.

В свою очередь, депутаты из «Единой России» отметили, что прогнозы позволят государству выполнить свои обязательства при любой внешнеэкономической конъюнктуре и ценах на нефть. Как сообщалось ранее, бюджет сверстан из расчета среднегодовой цены за баррель нефти в 97 долларов, то есть ниже, чем в 2012 году.

В 2012 году сообщалось, что трехлетний бюджет подразумевает существенное сокращение государственных расходов. По предложению Минфина, они должны быть снижены на 2,5 триллиона рублей за три года.

В министерстве сочли необходимым снизить траты по таким статьям, как национальная экономика и государственные инвестиции, содержание чиновников и общегосударственные вопросы, а также образование, здравоохранение и ЖКХ. В то же время оборонный бюджет предложено увеличить в 2013 году до 2,3 триллиона рублей, а в 2014 году — до 2,7 триллиона рублей.

Ожидается, что в 2013 г. расходы бюджета увеличатся по сравнению с 2012 годом на 642,2 млрд руб., в 2014 г. — еще на 714,6 млрд руб., а к 2015 г. — аж на 1,2 трлн руб.

Федеральный бюджет продолжает носить силовой характер:

Большой раздел «Социальная политика» — более 12 трлн руб. за три года, из которых почти 5 трлн руб. — трансферт Пенсионному фонду.

Большая часть расходов должна пойти на национальную оборону (почти 8 трлн руб. за три года), национальную безопасность и правоохранительные органы (почти 6 трлн руб.).

Альтернативный кризисный бюджет на 2013 г

В июле 2012 года стало известно, что Министерство финансов РФ готовит альтернативный бюджет на 2013 год, который предусматривает кризисные явления в экономике: падение цен на нефть, снижение курса рубля, рост инфляции. Для подготовки такого документа Минфин запросил прогнозы у Минэкономразвития.

В начале августа 2012 года Министерство экономического развития подготовило два варианта развития экономики в случае «второй волны» кризиса. Согласно более мягкому прогнозу, остановить разрастание долгового кризиса в Европе не удастся. В 2013 году большинство государств Евросоюза будут находиться в рецессии, а выход из финансового кризиса займет несколько лет.

По прогнозам ведомства, в 2012 году ВВП еврозоны упадет на 0,6 процента, а в 2013 году снизится еще на процент. Также снизятся темпы роста экономики США. В результате цены на нефть упадут до 80 долларов за баррель в 2013 году, а потом снова начнут постепенно расти.

Темпы роста российской экономики в 2013 году могут сократиться до 0,5-1,2 процента, а потом поднимутся до 3-3,7 процента в год. В таком случае прогнозируется ускорение инфляции и скачок курса доллара до 37 рублей, но затем валюта США подешевеет. В Минэкономразвития подсчитали, что доходы российского бюджета упадут на 150-300 миллиардов рублей (на 0,3 процента ВВП).

Второй сценарий — более жесткий — предусматривает дефолты некоторых стран еврозоны и крупных банков, а также возможное изменение политической ситуации в Европе. В таком случае цена на нефть может упасть до 60 долларов за баррель, а курс доллара вырастет до 45 рублей. Доходы бюджета могут оказаться на 1-1,2 триллиона рублей меньше запланированных.

Министерство финансов посчитало недостаточно пессимистичными разработанные Минэкономразвития кризисные сценарии российской экономики. Минфин предлагает либо доработать существующие прогнозы, либо создать новый пессимистичный сценарий.

В Минфине агентству РИА Новости сообщили, что ведомство не согласно со сроками, указанными в прогнозах Минэкономразвития. Эксперты Минфина полагают, что кризис продлится минимум несколько лет. Кроме того, в ведомстве считают, что прогноз по оттоку капитала и росту импорта занижен.

Финансовые резервы

В России международные резервы — прерогатива ЦБ РФ, резервный фонд и фонд национального благосостояния — в совместном ведении Центробанка и Минфина.

По состоянию на август 2011 г. средства резервного фонда полностью, а средства фонда национального благосостояния на 90% могут инвестироваться в ценные бумаги иностранных государств с рейтингом не меньше чем АА-.

Срок погашения облигаций — от трех месяцев до трех лет (исключение — срок погашения до года для облигаций Испании с рейтингом АА и погашение до пяти лет для облигаций Великобритании).

Валютная структура фондов должна поддерживаться в соотношении 45% долларов, 45% евро и 10% фунтов стерлингов.

В составе валютных резервов — международные резервы за вычетом золота (около 8%, см. Золотые запасы России) и двух видов резервных счетов в МВФ (еще около 2%) — структура инвестиций несколько иная: 47% — доллары США, 41% — евро, 9% — фунты стерлингов, около 2% — японские иены и 1% — канадские доллары. Согласно заявлениям руководства российского Центробанка, вскоре в портфель будут включены активы в австралийских долларах в объеме примерно в 1%.

Требования к рейтингам ценных бумаг такие же, как у фонда национального благосостояния, но срок погашения не более одного года, так как ликвидность для ЦБ имеет не менее важное значение, чем надежность.

Резервный фонд на август 2011 г. управляется значительно более консервативно, чем допускается постановлением правительства. Минфин запретил инвестиции в обязательства квазигосударственных эмитентов (вроде ипотечных банков и национальных банков развития) и межгосударственных банков развития.

С 1996 по 2011 гг управление золотовалютными резервами России и созданным уже в 2000-е стабфондом и наследовавшими ему фондом национального благосостояния и резервным фондом проводилось не без излишнего (и как оказалось, разумного) консерватизма, но в соответствии с лучшей мировой практикой. Это одна из немногих сфер, где профессионализм и качество решений российских официальных лиц не вызывают особых нареканий.

Налоговые и таможенные сборы

Потери бюджета от вступления в ВТО

  • В марте 2012 года стало известно, что бюджет России может потерять около 240 миллиардов рублей из-за понижения таможенных пошлин в связи со вступлением в ВТО. Об этом заявил глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков. Он отметил, что такие потери возможны, если будут сохранены нынешние объемы торговли в течение семилетнего переходного периода. В то же время, чиновник добавил, что товарооборот, скорее всего, будет расти. Он также напомнил, что по условиям вступления России в ВТО понижение таможенных тарифов будет происходить постепенно, в течение семи лет.

«Мы подсчитали, что в самый последний год переходного периода, а это семь лет, при существующем объеме торговли, импорта, падение бюджетных доходов от пошлин составит 230-240 миллиардов рублей — порядка 8,5 миллиарда долларов», — цитирует Медведкова агентство.

По словам Медведкова, вероятность потерь невелика, поскольку из-за снижения пошлин возрастет объем торговли. Он отметил, что тарифы будут снижаться за семь лет примерно на три процента, и аналогичное уменьшение произошло в 2002 году. Но тогда поступления в бюджет от таможенных пошлин выросли, несмотря на сокращение тарифов. Это произошло, во-первых, потому, что начался рост объемов торговли. Во-вторых, от уплаты пошлин стали реже уклоняться.

В марте 2012 года в СМИ появилась информация, что для поддержки российских предпринимателей, которые могут понести ущерб из-за снижения таможенных пошлин, им предоставят преференции для участия в государственных закупках. В феврале Минсельхоз и РСПП предсказали отечественному сельскому хозяйству потери от вступления в торговый клуб. В РСПП разработали программу поддержки российского фермерства стоимостью в 400 миллиардов рублей.

  • В июле 2012 года в Минэкономразвития посчитали, что прямые потери бюджета от снижения импортных пошлин могут составить в 2013 г. 188 млрд руб., в 2014 г. — 257 млрд руб.

Госдолг субъектов РФ

Консолидированный бюджет субъектов федерации представляет собой объединенный бюджет всех регионов и муниципалитетов, входящих в эти регионы, без учета межбюджетных трансфертов. Дефицит конслидированного бюджета регионов покрывается в основном за счет федерального бюджета. По итогам первых десяти месяцев 2012 года объем трансфертов регионам вырос на 11,5 процента в сравнении с этим же периодом годом ранее.

  • Около половины российских регионов в течение 2013-2014 гг будут вынуждены занимать деньги, что может привести к банкротству некоторых из них. К таким выводам пришли (осень 2012 г) аналитики рейтингового агентства Standard & Poor’s. Рост расходов регионов будет связан с предвыборными обещаниями и первыми указами Владимира Путина.

На начало 2012 года долг субъектов РФ составлял 1,171 триллиона рублей. В 19 регионах он был выше половины годового дохода. В целом государственный долг регионов России, по прогнозам S&P, в 2013 году вырастет в полтора раза. В S&P подсчитали, что в 2013 году субъекты РФ займут 500 миллиардов рублей, а через год — 700 миллиардов рублей.

Ранее министр финансов России Антон Силуанов заявлял, что опасности дефолта субъектов РФ нет.

Эксперты агентства полагают, что в 2013 году регионы будут вынуждены занимать больше из-за снижающихся доходов. Так, одним из основных источников денег для субъектов РФ является налог на прибыль, который в 2012 году растет медленнее инфляции.

В то же время, рост расходов региональных бюджетов будет связан с предвыборными обещаниями Владимира Путина и его первыми указами. По подсчетам рейтингового агентства, на эти цели придется потратить 8,4 процента ВВП, и только 15 процентов из этих денег будет финансировать федеральная казна. Остальное придется на расходы регионов.

Указы, закрепляющие его предвыборные обещания, Путин подписал в мае 2012 года. Они предусматривают рост довольствия военнослужащих, повышение расходов на образование, науку и развитие Дальнего Востока, а также создание рабочих мест. В октябре Счетная палата констатировала, что в бюджете на 2013 и плановый период 2014-2015 годов заложено недостаточно средств для выполнения президентских указов.

  • Дефицит консолидированного бюджета регионов к 2018 году может вырасти c 50 миллиардов до 1,8 триллиона рублей. Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявил замминистра экономического развития Андрей Клепач.

По его словам, дисбаланс в доходах и расходах регионов будет связан в первую очередь с необходимостью повышать зарплаты учителям и врачам. Замминистра заявил на семинаре региональных руководителей законодательных органов власти, что субъектам, возможно, придется занимать средства на рынке, а также вводить новые налоги. Каких-либо конкретных предложений по предотвращению роста дефицита у министерства пока нет.

Накануне СМИ сообщили, что в 11 российских регионах наблюдаются признаки полноценного финансового-экономического кризиса. В списке оказались:

  • Чечня,
  • Ингушетия,
  • Дагестан,
  • Северная Осетия,
  • Чукотка,
  • Тува,
  • Еврейская автономная область,
  • Забайкалье,
  • а также промышленные Мурманская,
  • Кемеровская и
  • Вологодская области.

Эти регионы страдают от спада промпроизводства и снижения прибылей местных компаний, которое, в свою очередь, уменьшает поступления в бюджет от налога на прибыль.

По итогам первых восьми месяцев 2012 года количество регионов с отрицательным сальдо прибылей и убытков составило 13, тогда как годом ранее таких субъектов было всего пять.

Рынок страхования

Основная статьяСтраховой рынок в России

В 2011 году страховой рынок в России значительно вырос, что сделало его одним из самых быстрорастущих рынков страхования в мире. Восстановление российской экономики положительным образом отразилось на росте спроса на продукты страхования «нежизни», а увеличение объемов кредитования способствовало росту рынка страхования жизни.

Рынок труда

Рынку труда на TAdviser посвящено несколько отдельных статей:

Участие в международных организациях

ВТО

Протокол о вступлении России во Всемирную торговую организацию был подписан 16 декабря 2011 года. Страна вошла в торговый клуб после 18 лет переговоров. Подробнее о соглашениях России с ВТО читайте в статье Всемирная торговая организация (ВТО).

Примечания

Тэги:

Категория: Россия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *