Строители от зарубежных материалов зависеть не должны!

Отрасль капитального строительства в Российской Федерации находится в прямой зависимости от состояния производства строительных материалов, изделий и конструкций, поскольку в структуре стоимости строительства доля строительных материалов в традиционных для России домостроительных системах в среднем составляет около 60%.

Промышленность строительных материалов в России в ее нынешнем состоянии серьезно отстает от строительной индустрии промышленно развитых стран и не удовлетворяет потребности стройкомплекса, в части соответствия современным требованиям к безопасности, качеству, энергоэффективности, экологичности, а по основным материалам — по объему и ассортименту.

Для ликвидации накопившихся проблем и обеспечения модернизационного прорыва с выходом на производство всей номенклатуры современной промышленной продукции Министерством регионального развития Российской Федерации утверждена Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года.

Современные линии по производству теплоизоляционных материалов в России строят иностранные компании

В рамках реализации Стратегии запланировано:
— увеличить производство цемента на 40 млн тонн и переоснастить действующие заводы с «мокрого» на «сухой» способ производства — объемом 50 млн тонн;
— удвоить объем производства стеновых материалов, в первую очередь за счет увеличения поробетона, пенобетона, керамзитобетона;
— в 2,5 раза увеличить объем выпуска изделий для крупнопанельного домостроения, что означает запуск дополнительно 100—150 заводов ДСК;
— в 2,5 раза увеличить объем производства природных строительных материалов — щебня, песка, доведя их объем до1млрд куб в год;
— удвоить объем производства теплоизоляционных материалов на минеральной основе и из полимерного сырья;
— наладить производство в России вспененного стекла, ориентированно-стружечных плит (OSB) и т. д.

Стратегия предусматривает в субъектах Федерации региональные программы развития стройиндустрии. В настоящее время такие программы разработаны в 60 регионах из 83.

В самом названии Стратегии не случайно обозначены слова «индустриальное домостроение». Этим подчеркнуто, что основной упор при реализации модернизационных программ в отрасли должен быть сделан на индустриализацию в промышленности с переносом ручного труда на машины и автоматы, а также современные индустриальные способы строительства.

К сожалению, технический уровень большинства российских домостроительных предприятий значительно отстал от современных требований, поскольку большинство заводов оснащено оборудованием 60—80 годов XX века, позволяющим производить устаревшие серии домов, не отвечающие современным требованиям и представлениям о комфортности.

Не более чем на 10% от общего количества домостроительных предприятий проведена модернизация и реконструкция, в основном для поддержания функционирования устаревших производств, и только на полутора десятках предприятиях по всей стране введено в эксплуатацию технологическое оборудование, позволяющее выпускать энергосберегающую продукцию.

Особую озабоченность вызывает российская машиностроительная отрасль, производящая оборудование для строительного комплекса, которая не в состоянии выпускать современное оборудование полного цикла.

Наши машиностроительные заводы в основном выпускают габаритное металлоемкое, а также нестандартизированное оборудование. Это является причиной того, что в настоящее время технологическое перевооружение предприятий строительного комплекса происходит в основном путем закупок иностранного оборудования.

На выставках строительной техники большую часть занимают иностранные компании

Это несет две угрозы для российского стройкомплекса:

Во-первых, стоимость оборудования, производимого западными компаниями, превышает стоимость отечественных аналогов в среднем в 5-6 раз. В этой связи стоит отдать должное нашим китайским коллегам, которым удалось снизить стоимость технологического оборудования китайского производства, сделав его дороже российского только на 40—50%. Но отдельным вопросом здесь является обеспечение должного качества китайского оборудования. Как правило, качество, близкое с европейским, могут обеспечить только государственные предприятия.

Во-вторых, технологическая модернизация промышленности строительных материалов исключительно за счет закупок зарубежного технологического оборудования «под ключ» может привести к технологической зависимости российского стройкомплекса от иностранных компаний, снижению спроса на российские научно-технические разработки, а также снижению загрузки российских машиностроительных предприятий.

Кроме того, возникают сложности с поставками запасных частей и сервисным обслуживанием технологического оборудования.

Наша позиция заключается в том, что воссоздание российской машиностроительной отрасли, производящей оборудование для промышленности строительных материалов, необходимо проводить на основе механизма технологических трансферов, при которых происходит постепенная локализация на территории Российской Федерации производств технологического оборудования ведущих мировых производителей на основе сотрудничества с российскими машиностроительными предприятиями.

Технологический трансфер предполагает частичный или полный перенос производства и инженерно-управленческих навыков с правом использования торговой марки родительской компании, ну и, естественно, защиту экономических интересов собственника разработок технологического оборудования.

В Правительство Российской Федерации направлены предложения по разработке мер поддержки развития машиностроительной отрасли для строительной индустрии, в соответствии с которыми должны предоставляться преференции:

1. Зарубежным производителям технологического оборудования в сфере стройиндустрии, готовым полностью или частично локализовать производство на территории Российской Федерации, в первую очередь для тех, кто готов работать во взаимодействии с российскими машиностроительными предприятиями;

2. Российским машиностроительным предприятиям, выпускающим технологическое оборудование для промышленности строительных материалов, в том числе переработки техногенных отходов для получения сырья.

Субъекты Российской Федерации, являющиеся лидерами в части инвестиционной привлекательности (Калужская, Липецкая, Ульяновская области, Ставропольский край и т. д.) достаточно серьезно улучшили экономические показатели своих регионов за счет создания более привлекательных условия для инвесторов. Наибольший эффект дала модель государственно-частного партнерства, при которой для реализации инвестпроектов формируется индустриальный парк. Это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, в том числе транспортной, необходимыми административно-правовыми условиями —определением категории и вида разрешенного использования земельного участка, обеспечением необходимых согласований с соответствующими службами по вопросам пожарной, экологической безопасности, упрощенным порядком получения необходимых согласований.

Формами государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности являются:
— выделение субсидий за счет средств бюджета субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты;
— установление льготных ставок арендной платы за пользование имуществом и объектами инфраструктуры, находящимся в собственности региона (до 95%);
— предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налога, а также снижение налога на прибыль от 0 до 2,5%;
— предоставление инвестиционных налоговых кредитов субъекта инвестиционной деятельности;
— предоставление государственных гарантий субъектами Российской Федерации;
— выделение субсидий за счет средств бюджета региона на оплату части процентной ставки по привлеченным кредитам на пополнение оборотных средств;
— освобождение организаций от уплаты налога на имущество, расположенное в пределах территории индустриального парка;
— льготные условия подключения к инженерным коммуникациям;
— освобождение от уплаты земельного налога;
— выкуп земельных участков на льготных условиях;
— предоставление земельных участков без процедуры торгов;
— сокращение сроков оформления земельных участков до 45 дней.

Реализация этих мер позволит говорить о том, что российский строительный комплекс не попадет в зависимость от иностранных производителей и сможет активно использовать продукцию российских компаний.

Александр ЛОЩЕНКО
член Совета Национального объединения строителей
председатель Комитета по строительным материалам, изделиям и конструкциям

Фото: Строительство.RU

Источник http://rcmm.ru/content/topics/141.html

Тэги:

Категория: Отрасли, Строительство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *