Первый шаг в решении любой проблемы в бизнесе

мотивация

Цикл СОМ

Недавно познакомился с очень интересной методикой — СОМ. Планирую в ближайшее время начать её применение. Как утверждает автор статьи, которую я прочитал

Скорее всего, это проблема, с которой вы регулярно сталкиваетесь и которую, возможно, уже многократно пытались решить, но безрезультатно. Именно для таких проблем – периодически повторяющихся, регулярных – очень хорошо подходит техника СОМ.

Итак, что это за система, из чего она состоит:

  1. Системы
  2. Ответственность
  3. Мотивация

Системы

В каждой компании должны быть системы, которые на зависят от человеческого фактора. Какие это должны быть системы:

  • Системы должны быть понятными – простые пошаговые инструкции. Любой сотрудник, даже новичок, берёт их и точно знает, как себя вести и что делать в той или иной ситуации. Возникла проблема — сотрудник берет такую инструкцию и на практике реализует шаги, которые вы ему четко и доступно описали.
  • Инструкции состоят из элементарных шагов (в бытность коммерческим директором на производстве мебельного щита мы делали как-раз такие инструкции, поэтому могу поделиться опытом). Даже если необходимо разрешить какую-либо проблему с поставщиками, то в инструкции пошагово описано:
  1. звонишь такому-то человеку и уточняяшь то-то
  2. звонишь в бухгалтерию и запрашиваешь документы
  3. звонишь логистам и уточняешь то-то
  4. звонишь на склад и уточняешь то-то
  5. сверяешь такие-то и такие-то акты
  6. звонишь представителю поставщика тому-то и говоришь это, это и это

В итоге, у вас должны быть пошаговые инструкции по практически любой периодически возникающей проблемы.

  • Все без исключения должно быть задокументировано!

Вы должны навсегда исключить ситуации, когда к вам приходит сотрудник и просит рассказать что надо сделать. Каждый человек, при приеме на работу должен получить пакет документов со всеми инструкциями по его работе и общий комплект.

Все комплекты инструкций мы хранили прямо на рабочих местах, в специально подготовленных контейнерах.

Ответственность

Когда приходит проблема найти ответственных практически невозможно.

Люди находят массу оправданий: «я не виноват – такой материал привезли», «клиент ошибся», «поставщики подвели», «бухгалтерия вовремя что-то не оплатила», «это на предыдущей операции всё испортили»  и так далее.

Чтобы у Вас никогда не возникала такая ситуация, проводите регулярные совещания, где каждый сотрудник должен отчитываться один на один перед конкретным руководителем. Введите общее правило: при возникновении брак в работе отвечают все до человека нашедшего брак. Принял «брак» в работу — отвечаешь на ровне с тем, кто брак допустил. Исключения — бизнес процессы, на некторых этапах которых не возможно определить наличие брака.

Делать это лучше всего раз в неделю (а еще лучше – ежедневно). В конце-концов возможно проведение летучек (5 минутных совещаний).  Сотрудник отчитывается перед руководителем о том, что он сделал, какие возникли трудности и проблемы, насколько выдерживаются или не выдерживаются сроки и так далее.

Без контроля процесс часто выходит из-под контроля. Уровень ответственности очень быстро падает, и компания превращается в балаган.

Мотивация

Внутренняя мотивация сотрудников. Ваши сотрудники идут на работу с удовольствием и интересом, потому что их захватывает то, что они делают? Им нравится решать свои задачи? Они получают удовольствие от работы, которое ведет вперед и заставляет каждый день работать в полную силу.

Если есть мотивация – это получается, а если нет – то работа обычно идет из-под палки. Характерный пример – госорганы, где (наверняка каждый из вас это замечал) практически нет положительной мотивации, поэтому вся работа идет по принципу: «Я должен сделать какой-то минимальный набор действий – я его сделаю, но больше вы от меня вряд ли дождетесь – по крайней мере, бесплатно».

А теперь посмотрите внимательно на свой бизнес. У Вас что есть из этой системы?

Или Вы нашли другое решение?

Тэги:

Категория: Управление

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *