ПТБ. Технологический брокеридж

Как помочь корпорациям и стартапам найти друг друга?

inner_regular_thumb_900_720

Cегодня все более актуальной становится проблема взаимодействия малого и крупного бизнеса. Корпорации обладают огромными ресурсами, тогда как средние и малые предприятия зачастую не находят средств не только на развитие, но даже на самообеспечение. В то же время именно небольшие компании нередко разрабатывают инновационную продукцию, необходимую для решения проблем крупных. Таким образом, малые предприятия (НИИ и стартапы) нуждаются в финансировании, которым располагают корпорации, а те, в свою очередь, хотят приобрести новые технологии или продукты. Для их  плодотворного сотрудничества необходимо единое информационное пространство, где они смогут найти друг друга. Решение этой задачи предлагает Платформа технологического брокериджа (ПТБ), цель которой – стать тем самым  «виртуальным мостом», а также оказать необходимую финансовую и консультационную поддержку в области разработки инновационного продукта с учётом потребностей корпоративного заказчика благодаря привлечению инвесторов, консультантов и менторов. Hungry Shark выяснил подробности у CEO компании Crowd Lab Алексея Семуки.

Около 1,5 лет назад идея о создании сервиса пришла в голову Константину Захарову, который на тот момент работал в Ernst&Youngна должности руководителя центра предпринимательства и инноваций. Суть замысла заключалась в том, чтобы объединить в одно виртуальное «рабочее» пространство стартапы (под этим имеются в виду инновационные разработчики), крупные производственные компании (потребители технологий), а также экспертов в различных областях и инвесторов. Константину удалось собрать инициативных людей для реализации проекта, но, как это обычно бывает, остро стояла проблема финансирования. Чтобы решить её, около года назад они пришли ко мне.

То есть Вы – инвестор?

Да, и по совместительству руководитель проекта. Мы работаем над созданием платформы технологического брокериджа. На начальном этапе платформа будет работать по принципу предоставления доступа потребителям технологий (частные и государственные производственные компании) к единой базе данных о разработках стартапов, НИИ, малых и средних инновационных компаний.

Расскажите, что такое технологический брокеридж?

Под этим термином мы понимаем процесс проведения сделок купли-продажи технологий, инновационных продуктов, научных, конструкторских и экспертных работ по поручению их настоящего или будущего владельца.

Если подытожить, основная цель платформы — объединить крупные и мелкие компании в онлайн-пространстве и помочь им взаимодействовать?

Да. Но взаимодействовать в рамках потребностей крупных компаний.

Очевидно, что мелкие компании нуждаются в финансировании. А в чем тогда выгода корпораций от взаимодействия с ними?

В качестве примера хочу привести недавний разговор с представителями одной корпорации. Жаловались на то, что иногда необходимо разработать какую-нибудь, дословно, «специфическую гайку», и приходится тратить на это много сил, а потом выясняется, что в каком-нибудь НИИ или инновационном стартапе уже был сделан нужный продукт. То есть, в итоге потеряно много времени, сил и средств.
Что касается разработчиков, имеющимися ресурсами НИИ и стартапы могут удовлетворить свои потребности только частично. Особенность ситуации в том, что они производят то, что считают нужным, не учитывая запросы, например, крупных корпораций. Зачастую по причине того, что не осведомлены об этих потребностях.

У учёных есть идеи, КАК создать, но нет понимания, как вывести свои разработки хотя бы на уровень самоокупаемости. В этом им может помочь бизнес, но здесь и начинаются проблемы.

Как, по-вашему, повысить эффективность работы НИИ и КБ, кто должен в них вложиться и как  привлечь инвесторов?

Вопрос очень сложный и многогранный. На это влияет не только экономический фактор. Все ошибочно думают, что вложат деньги в науку, а потом она нам что-нибудь выдаст. Для повышения эффективности КБ и НИИ работать надо минимум по двум направлениям:

1) Идеологическому (мотивационному). Мне нравится приводить примерпирамиды потребностей А.Маслоу: на её вершине стоит потребность в самоактуализации, реализации своих целей, способностей и развитии своей личности. На начальном этапе необходимо создать именно идеологию, пробуждать в людях желание работать и создавать.

2) Экономическому: давать возможность работать. Это значит не просто закачать в НИИ или  КБ много денег. Проблема состоит в том, что процесс коммерциализации инноваций  очень сложен, не в нормативном плане, а с точки зрения потребностей потребителей. У учёных есть идеи, КАК создать, но нет понимания, как вывести свои разработки хотя бы на уровень самоокупаемости. В этом им может помочь бизнес, но здесь и начинаются проблемы. Для этого мы и создаем платформу технологического брокериджа.

800-468

Как организовать процесс взаимодействия стартапов и госкомпаний, чтобы первые сохраняли автономность и не играли полностью по условиям государства? Часто крупные госкомпании предлагают сотрудничество малым предприятиям на очень невыгодных условиях, вплоть до полной продажи патента.

Решение простое. Что нужно стартапам? Первая цель – выжить (выйти на уровень самоокупаемости), вторая цель – развиваться и достичь стабильности, и третья цель – масштабироваться. Давайте зададим условие для всех целей и найдём способ решения. Цель – выжить, условие – сохранить автономность.

Моё видение таково: нужно развивать партнерские связи с частными компаниями. Другой вопрос, как это сделать и чем может помочь государство? Здесь можно далеко уйти в рассуждения. Чтобы развиваться, нужно то же самое. Для достижения третьей цели, при условии сохранении автономности ответ прост – находить рынки сбыта своей продукции в частном секторе. Думаю, для частного стартапа ошибочно выбирать в качестве целевой аудитории государственные компании. У них слишком долгий и сложный процесс принятия решений, согласований и выплат. Стартап просто может не дожить до этого момента.

Действительно, если НИИ ориентированы на госкорпорации, то стартапам необходимы в первую очередь частные инвесторы, и на разных периодах развития им требуется различная степень поддержки. Как им поможет ваша платформа?

Стартапы могут разместить свои проекты на платформе и тем самым получить поддержку в реализации по нескольким направлениям. 1 – «доведение проекта до ума», если это необходимо. 2 – выставление своей разработки на обозрение крупным компаниям и инвесторам.

Расскажите о себе. Чем вы занимались до этого проекта?

Сначала я занимался торговлей. Затем руководил проектом по созданию программного обеспечения по заказу Министерства Обороны. Процесс и результат очень понравились. Проект реализовывался с нуля и по разработке, и по организации, и по штату. Поставленных целей мы достигли, сейчас идет процесс получения патента и передачи проекта заказчику. Говорить о его успешности или не успешности пока рано: переговоры и приёмка работ Министерством – процесс очень сложный и длительный.

С государством тяжело и неблагодарно работать.

Ваш нынешний проект – тоже госзаказ?

Нет. С государством тяжело и неблагодарно работать. Мы пытаемся донести этот проект до определенных кругов в органах власти, но успехов пока нет.

На Западе все большую популярность приобретает модель открытых инноваций. Наше государство также делает определенные шаги к воплощению этой практики, например, создана база данных российских патентов и изобретений на сайте ФИПС, также ведутся разработки сервиса, подобного вашему. Может, поэтому они не заинтересованы в сотрудничестве с вами?

Все наши конкуренты, как в России, так и за рубежом,  пока находятся на стадии разработки. Наше основное конкурентное преимущество заключается в том, что мы первые.

Да, государство планирует запустить такой проект. Но если они захотят, чтобы все работало, им придется отдать его на исполнение в частную компанию. Их проблема в том, что они знают, как должно это выглядеть, но не знают, как это сделать. Вдобавок ко всему, мы, хоть и не без проблем, но уже ведем переговоры с ними по этому поводу.

На каком этапе проект сейчас? Есть уже успехи? Клиенты?

Официальный запуск сайта – запланирован на 15 апреля. Платформа сейчас работает, но в стадии внутреннего тестирования. Кроме базы данных, патентов и разработок, мы можем предложить еще целый ряд интересных функций. Разработчики будут публиковать свои проекты, а заказчики – запросы на разработки, и, таким образом, все заинтересованные стороны смогут находить друг друга.  Мы разработали стандартизированные условия передачи технологий. Также, на нашем портале будут дискуссионная площадка и совместное рабочее пространство.

Насчет клиентов: уже есть ряд договоренностей нулевого уровня, а еще 5 договоров о сотрудничестве в процессе подписания.

А каким образом вы планируете получать доход от сервиса?

Размещение заявки на удовлетворение собственной потребности будет бесплатным, но если заказчик желает подобрать исполнителя заявки или получить экспертное заключение, то компания берёт за это деньги.  Платным также является полный доступ к базе данных платформы – мы заключаем годовое соглашение с компаниями. Кроме того, мы получаем от 3 до 5 процентов со сделки внутри платформы в зависимости от её суммы.

Я лично не люблю слово стартап.

Каково ваше отношение к понятию «стартап»? Позиционируете ли вы себя подобным образом?

Я лично не люблю слово стартап. Ассоциация не очень. Мы себя раскручиваем сами, не гонимся за инвестициями. Но в перспективе думаем об их привлечении.

800-450

Расскажите про ключевых членов команды, какой у них опыт, за что отвечают в данном проекте, как работаете – удаленно или в офисе, какие взаимоотношения в коллективе?

Ключевых членов команды – 11 человек, 9 из которых – выпускники МГУ, очень умные и талантливые ребята. Они работают в офисе полный рабочий день. Опыт работы у них небольшой, средний возраст команды – 24 года. Команду условно можно разделить на две части: разработка и аналитический отдел. Из необычного: в штате компании есть профессиональный психолог, чья функция – создание концепции восприятия клиентами нашего продукта и нашей работы. Коллектив очень дружный, и «глубина» общения внутри него выходит за рамки работы. Даже такое слово, как «работа», мы используем редко. Члены команды воспринимают деятельность компании как часть себя и стараются  выкладываться по максимуму. Мы проводим много времени вместе, начиная банальными корпоративами и заканчивая совместными походами на каток или лыжную трассу.

Какие видите перспективы в ближайшие несколько лет, будете ли ориентироваться только на Россию или на зарубежные компании в том числе?

Конечно, первичная цель – это российский рынок, хотя он очень плохо восприимчив к новому. Если целевая аудитория по возрасту превышает 35 лет, то для внедрения ноу-хау или инновационного продукта надо потратить гораздо больше сил. В дальнейшем планируем выходить на международный рынок и начать хотим с азиатского региона. Но это уже, в лучшем случае, 2015 год.

Каков залог успеха начинающего бизнеса? Что не стоит делать?

Можно сказать двумя словами: труд и удача. Чего не стоит делать? Все просто, не стоит мотивироваться личными целями при принятии решений в рамках компании. А что стоит делать, так это постоянно задавать себе вопрос, приведут ли мои действия к успеху компании. Если ответ утвердительный, смело начинайте работать!

Источник http://hungryshark.ru/articles/2680-ptb-tehnologicheskij-brokeridzh

Тэги: , ,

Категория: Россия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *