Сколько стоит ваш стартап. Мнение инвесторов vc мнение предпринимателей. По следам мини-скандала)

Не знаю, в курсе ли вы, но недавно состоялся очень примечательный buzz на тему “сколько стоит стартап”. Подробное изложение тут.

Интересно, что весна 2013 ознаменовалась массовыми высказываниями инвесторов на тему “стартап ничего не стоит”, “пока вы не добились положительного ревеню – ваш стартап ничего не стоит”, “мы не вкладываемся в рискованные проекты” и т.д. Лень приводить все цитаты, это просто то, что попалось на глаза за месяц.

Тут же тех самых инвесторов обвинили в том, что они “не венчурные”, что это все не как в Долине, что с такими инвесторами никогда не появятся новые Цукерберги и во всех прочих грехах. А господин Фаге из Островка, гордо поднявший недавно супер пупер раунд в 25М долларов, гордо написал, что “вы никто“. Венцом стала картинка главного виновника и зачинщика торжества – Александра Журбы. Образ, созданный в глазах общественности, так сказать.

 

В общем, интриги, скандалы, расследования. Я обычно не пишу на тему “злоба дня”, но меня лично расстраивает позиция некоторых предпринимателей по этому поводу.

Расстраиваться, что инвесторы плохо оценивают ваш стартап, это все равно, что расстраиваться, что ваш продукт не хотят покупать клиенты.

Подпись к картинке:

“Какие они буки, не хотят платить мне денежку”.

 

Когда мы успели решить, что кто-то что-то должен стартапу только потому, что он стартап?

Так вот, нихрена никому никто не должен. Это рынок. И быть предпринимателем, это значит придумать-создать-продать свой продукт рынку. В том числе рынку венчурных инвестиций.

Не нравятся инвесторы в России? Ставим мониторинг цен на билеты в США, ждем распродажи и едем.

Регаемся на краудфандинговых платформахПоднимаем грантыБутстреппим.

Ищем инвесторов, которых вы сможете убедить. Не в России, так зарубежом.

Никто не может заставить вас отдать долю, которую вы считаете чрезмерной.

Да, сложно в России с ангельскими инвестициями. Да, их немного. Но денег много. И инвесторы все-таки есть.

И не надо расстраиваться, когда вы обращаетесь в венчурный фонд, у которого средняя сумма сделки от полумиллиона долларов, без прототипа и ревеню, а он вам, гад такой, отказывает. Или молчит, как рыба об лед. Или не молчит, а параллельно пишет в фейсбучике: “ээх! никто мне ничего не присылает интересного!”

  • Нет прототипа? Поднимайте гранты и сидите на кухне.
  • Есть прототип, но нет ревеню? Делайте трекшен и ищите ангела.
  • Есть продукт и есть либо ревеню либо очень крутой трекшен? Идите в посевные фонды.
  • Есть ревеню и он предсказуемо растет? Идите в фонды.
  • Успели до раунда А раздать 50% компании? Сами виноваты.

Это просто рынок. Такой же, как рынок телефонов или сумочек.

Сумочку можно продать за 100 рублей. А можно за 10 000.

И не покупатели виноваты в том, сколько они готовы заплатить. Это продавец так производит, упаковывает и продает продукт. Что у него либо 5% маржа, либо 5000%.

Если сложно ориентироваться – ориентируйтесь на best practices.

Нет прототипа и первых пользователей – не ищите чужие деньги, если вам нечем добавить ценности (крутой командой, опытом на рынке, предварительными договоренностями, партнерствами и т.д.).

Решите заранее, сколько вы хотите сохранить доли в компании, потом умножьте деньги, которые вам кажется, что вам понадобятся до точки безубыточности, на три.

Это сумма, которую вам нужно будет привлечь.

Разбейте ее на части, ориентируясь на средние суммы инвестиций разных категорий венчурных инвесторов (50k$, 150K$, 300K$, 500K$, 1M$) и представьте, сколько должен стоить ваш стартап pre-money, чтобы вы прошли сквозь нужные раунды и сохранили долю, которую для себя определили.

Составьте ТАБЛИЧКУ!)))

Посчитайте размытие, pre-money и post-money.

Это и есть ваша дорожная карта. Поверьте, ничто так не стимулирует подходить к инвестициям здраво, как понимание, где вы хотите оказаться и с чем, когда ваш стартап станет растущей компанией.

Пользуйтесь тупыми нечестными преимуществами

Тот же самый злостный Журба может быть и не был бы таким “злым”, если бы стартаперы, с которыми он встречался, были бы хоть чуть чуть адекватными, приходили бы на встречи вовремя, имели бы под рукой презентацию и умели бы внятно питчить. Пруф.

1. Будьте профессиональны

Сделайте нормальный емейл. Отрепетируйте питч. Сделайте нормальный сайт. Напечатайте визитки и сделайте хорошую презентацию и финансовую модель. ЗАМОРОЧЬТЕСЬ. Эти тупые штуки уже дистанцируют вас от серой массы. Вы просто не представляете, как сложно встретить стартапера с отрепетированным грамотным питчем!

2. Найдите инвестора, которому вы нужны так же, как он вам

Ладно еще венчурные фонды широкого профиля. Они получают заявки пачками. А представьте, каково Лайф среде, которых интересуют конкретно ФИНАНСОВЫЕ стартапы? Им вообще сложно что-то найти.  Но на самом деле, венчурными фондами все не ограничивается. Найдите, в конце концов, компанию, которая станет вашим стратегическим инвестором. У компаний же все по другому. У них есть деньги и им нужно развиваться. Вопрос – куда и как? Корпоративные венчуры только зарождаются в стране, но они совершенно не обязательно публичные. Берем в руки книжку про кастомер девелопмент и идем ножками.

3. Соберите команду, которая сама по себе будет стоить денег

На ранних стадиях команда стоит даже больше, чем сам проект. Зачастую. Перестаньте быть одиноким стартапером и соберите сильную команду. Да, вы можете оказаться в ситуации, когда вас будут пытаться просто купить. Но это просто означает, что вы чего-то стоите.

4. Выкиньте свой проект, если он маленький

Никому не интересен маленький проект на маленький рынок. Никому не интересны фичи. Убедитесь, что ваш рынок большой и он растет. Это само по себе добавляет стоимости к вашему стартапу. И ничто так не уменьшает вашу стоимость в глазах инвестора, как маленький рынок.

5. Сделайте все, что возможно, для подтверждения вашей бизнес-модели

Бизнес-модель можно проверять и подтверждать по разному. Очень очень по разному. Ничто так не повышает вашу ценность в глазах инвестора, как факты вместо разглагольствований. Метрики, конверсии, предварительные контракты, повторяющиеся эффекты от определенных маркетинговых усилий и т.д. Вперед на Absly.com))

Все равно все какашки?

Покупайте билет в Долину. Это всяко лучше, чем сидеть одиноко на кухне и расстраиваться, что все инвесторы козлы. Хоть развлечетесь.

А думать о том, “правы” они или не “правы” в своей оценке вашей компании, означает отнимать время и силы у собственного проекта. Слушайте, делайте выводы, становитесь лучше. Куда заведет конкретных инвесторов конкретная стратегия – их дело. Как и распоряжаться доверенными им деньгами – тоже их дело. Не переживайте за них, у вас есть свои дела. И их можно и нужно делать. И если вы на самом деле серьезны, и на самом деле хотите запустить свой проект – вы найдете, как решить этот вопрос.

Источник http://freshle.com/blog/startupvaluation/

От редакции:

Мы не смогли пройти мимо такого великолепного поста…

Тэги: ,

Категория: Россия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *