ТРИЗ: быстрый поиск креативных решений

z_triz_cover_700x528В бизнесе не всегда есть время на то, чтобы погрузиться в поиск самого творческого решения. Zillion исследует, как можно повысить эффективность мыслительного процесса с помощью ТРИЗ.

Для 90 % задач менеджмента вполне достаточно шаблонных ходов, которые преподаются во всех бизнес-школах. Но оставшиеся 10 % ­– это задачи, требующие нетривиального подхода. В попытках придумать что-то новое менеджер сталкивается с множеством противоречий. Например, при сокращении сроков разработки снижается качество продукции. Как улучшить одни параметры системы, не ухудшая другие?

Решать подобные проблемы позволяет ТРИЗ – теория решения изобретательских задач,созданная Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

В рамках своей теории Альтшуллер сформулировал 40 основных приемов устранения технических противоречий. В дальнейшем эти принципы начали активно применять не только в технических сферах, но и в бизнесе, менеджменте, маркетинге, социологии, педагогике и многих других областях. Но неправильно думать, что ТРИЗ – это автоматическое решение всех проблем. Данный метод ни в коем случае не избавляет от необходимости думать. ТРИЗ – это инструмент, который делает мыслительный процесс более эффективным.

40 приемов Альтшуллера – инструменты для эффективных преобразований исходных систем или процессов, помогающие выходить на сильные решения без сплошного перебора. Мы рассмотрим некоторые из принципов, актуальные для бизнесов всех направлений, с примерами, поясняющими способы их применения.

ТРИЗ принципы

Принцип дробления

а. Разделить объект на независимые части.

ТРИЗ Альтшуллер

  • Система оценки качества разбивается на структурные элементы.
  • Дробление организации на департаменты.
  • Маркетинговое деление целевой аудитории по группам: демографическим, социологическим, возрастным и так далее.
  • Диаграмма Кано: предпочтения клиента распределяются по категориям качества.
  • Масштабные проекты разбиваются на стадии выполнения.
  • Симплекс-метод Мина Басадура: инновационный процесс расчленяется на 8 этапов, каждый из которых отражает личный способ мышления.
  • Автономныерегиональныецентрыпродаж.

б. Выполнить объект разборным.

  • Над проектом работает команда, а не один человек.
  • Привлечение временных работников к краткосрочным проектам.
  • Гибкие производственные системы.

в. Увеличить степень дробления объекта.

  • Стратегические цели делятся на более мелкие тактические задачи.
  • Каждый потребитель рассматривается как отдельный рынок.
  • Научный подход к управлению – вся работа разбивается на простые повторяющиеся задания.
  • Дистанционное обучение сотрудников.
  • Виртуальный офис, удаленная работа.

 

ТРИЗ принципы

Принцип вынесения

ТРИЗ АльтшуллерОтделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство.

  • Аутсорсинг.
  • Сделать функцию аудита качества независимой единицей.
  • Применение принципа экономичного производства – исключение деятельности, не представляющей ценности.
  • Уникальное торговое предложение, выделяющее продукт из ряда подобных.

 

 

 

 

 

 

ТРИЗ принципы

Принцип местного качества

ТРИЗ Альтшуллера. Перейти от однородной структуры объекта или внешней среды (внешнего воздействия) к неоднородной.

  • SWOT-анализ (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы).
  • Разработка отдельных стратегий для каждого сегмента рынка.
  • Разный бюджет для каждого департамента.
  • Гибкий рабочий режим.
  • Уход от жесткой структуры расчета зарплаты.

б. Разные части объекта должны выполнять различные функции.

  • Рабочее место каждого из сотрудников организовано в соответствии с его личными потребностями.
  • Локальные центры дистрибьюции «заточены» под клиентов данного региона.
  • Задания внутри организации распределяются с учетом навыков и персональных качеств сотрудников.

в. Каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы.

  • Прием на работу сотрудников из местного населения – тех, которые знакомы с культурными особенностями региона.
  • Разные специалисты для выполнения задач разных категорий.

 

SWOT-анализ

Принцип асимметрии

ТРИЗ Альтшуллера. Перейти от симметричной формы объекта к асимметричной.

  • Цикл Деминга PDSA – пропорциональное увеличение элемента Р (планирование) или S(изучение).
  • Различный маркетинговый подход к каждому классу потребителей.

б. Если объект уже асимметричен, увеличить степень асимметрии.

  • Двусторонний диалог между рабочими и управляющим персоналом.

 

 

 

 

 

Принципы ТРИЗ

Принцип объединения

ТРИЗ Альтшуллера. Соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты.

  • Локальная рабочая сеть, объединяющая сотрудников всех подразделений.
  • Трансконтинентальные корпорации.
  • Партнерство, альянс, слияние компаний.
  • Профессиональные ассоциации.
  • Командный подход к решению проблем.

б. Объединить во времени однородные или смежные операции.

  • Использование диаграммы Ганта и техники PERT для оценки и анализа проектов.
  • Мультимедиа презентации.
  • Вебинары, онлайн конференции, веб-совещания.

 

Принципы ТРИЗ

Принцип универсальности

ТРИЗ АльтшуллерОбъект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.

  • Универсальность и интеграция делаются основой для глобального маркетинга и становятся главной движущей силой бизнеса.
  • Привлечение специалистов, обладающих множеством различных навыков, для выполнения сложных заданий.

 

 

 

 

 

Принципы ТРИЗ

Принцип «матрешки»

ТРИЗ Альтшуллера. Один объект размещен внутри другого, который, в свою очередь, находится внутри третьего и так далее.

  • Магазин в магазине.
  • Разделение тренинга для персонала на несколько уровней: начальный уровень, знание технологий, управление процессами, стратегическое планирование. Подобная модель эффективного обучения существует, например, в компании Sony.
  • Структура организации – несколько уровней с определенным количеством сотрудников внутри каждого.
  • Пирамида потребностей сотрудников по Маслоу.

б. Один объект проходит сквозь полость в другом объекте.

  • Любой сотрудник организации имеет возможность напрямую обратиться к старшему по должности любого уровня.
  • Архитектурные особенности отелей с казино (стиль Лас-Вегаса): гость обязательно проходит через игровую зону, чтобы попасть в ресторан, к регистрационной стойке, даже в уборные.

 

Принципы ТРИЗ

Принцип антивеса

ТРИЗ Альтшуллер

а. Компенсировать вес объекта соединением с другим объектом, обладающим подъемной силой.

  • Слияние двух компаний, при котором одна укрепляет другую с помощью своих сильных сторон.
  • Поиск спонсора для реализации проекта.

б. Компенсировать вес объекта взаимодействием со средой.

  • Небольшие компании поднимаются на уровень крупных с помощью внешних источников, например путем взаимодействия с транспортной сетью.

 

 

 

 

Принципы ТРИЗ

Принцип предварительного антидействия

ТРИЗ АльтшуллерЕсли по условиям задачи необходимо совершить какое-то действие, надо заранее совершить антидействие.

  • Исследование покупательского восприятия.
  • Планирование контрмер во избежание нежелательных ситуаций (цикл PDCA: plan-do-check-act, планирование-действие-проверка-корректировка).

 

 

 

 

 

 

Принципы ТРИЗПринципы ТРИЗ

Принцип предварительного действия

ТРИЗ Альтшуллер а. Заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично).

  • Стратегическое бизнес-планирование.
  • Маркетинговые исследования.
  • Предварительная реклама нового продукта.
  • Тренинги и повышение квалификации сотрудников.

б. Заранее расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие без затрат времени на доставку и с наиболее удобного места.

  • Разработка опросных листов.
  • Публикация повестки дня перед совещанием.

 

 

Принципы ТРИЗПринципы ТРИЗ

Принцип «заранее подложенной подушки»

ТРИЗ АльтшуллерКомпенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами.

  • Планирование действий в случае непредвиденных обстоятельств.
  • Сохранение копий компьютерных данных на разных носителях.
  • Регулярное обновление антивирусных программ.

 

 

 

 

Принципы ТРИЗПринципы ТРИЗ

Принцип эквипотенциальности

ТРИЗ Альтшуллер

Изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект.

  • Однородные группы студентов на тренингах.
  • Построение «горизонтальной» карьеры с целью расширения навыков.

 

 

 

 

 

Принципы ТРИЗТРИЗ принципы

Принцип «наоборот»

ТРИЗ Альтшуллера. Вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие.

  • Поощрять клиентов оставлять большее количество жалоб.
  • Обвинить в неудаче сам процесс, а не человека.


б. Сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную – движущейся.

  • MBWA – мобильный стиль менеджмента или управление путем «хождения в народ».
  • Магазин на диване.

в. Перевернуть объект «вверх ногами», вывернуть его.

  • Изучение клиентов, которые перешли в разряд «бывших».
  • Глава компании отвечает на жалобы клиентов.

 

Принципы ТРИЗSWOT-анализ

Принцип сфероидальности

ТРИЗ Альтшуллера. Перейти от прямолинейных частей к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба или параллелепипеда, к шаровым конструкциям.

  • Выбор кратчайшего пути к потребителю – в обход организации, вместо бюрократического способа взаимодействия.
  • Эргономичный дизайн рабочего пространства сотрудников.

б. Использовать ролики, шарики, спирали.

  • Мобильный автосервис.
  • Круг качества.

в. Перейти от прямолинейного движения к вращательному, использовать центробежную силу.

  • Перемещение лидерских ролей внутри организации по кругу.
  • Установление сферы влияния, а затем – выход на рынок в данной области.

 

На сегодняшний день ТРИЗ активно используется компаниями с мировой известностью, в их числе: ToyotaLGHitachiKodakIntelJohnson&JohnsonSamsungFord и тысячи других. У теории нет ограничений по отраслям. Опираясь на методы, предложенные Альтшуллером, опытный специалист сможет решить любую задачу –  как техническую,  так и управленческую.

Принципы Альтшуллера – фундаментальный, универсальный и мощный инструмент, позволяющий решать различные проблемы быстрее и эффективнее, чем это делается традиционными способами.

Источник http://zillion.net/blog/151/triz-bystryi-poisk-krieativnykh-rieshienii

Тэги:

Категория: Управление

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *