МАЛЫЙ БИЗНЕС ОБЕСПЕЧЕН ГОСЗАКУПКАМИ

Дмитрий МедведевДмитрий Медведев подписал «дорожную карту», которая вводит для госкомпаний квоты по закупке товаров и услуг у малого бизнеса. Согласно документу, к 2018 году четверть закупок компаний с госучастием, которые сейчас составляют около 7 трлн руб., должна приходиться на малый бизнес.

Как именно будет организован этот процесс, должно определить постановление правительства, которое Минэкономики подготовит к октябрю.

Пока крупные компании не вполне понимают, за счет каких закупок они смогут обеспечить выполнение квоты, хотя санкций за ее несоблюдение не предусмотрено. Дмитрий Медведев подписал «дорожную карту», разработанную представителями бизнеса под эгидой Агентства стратегических инициатив (АСИ), по упрощению доступа малых и средних компаний к закупкам компаний с госучастием, попадающих под действие федерального закона 223.

Согласно документу, к 2018 году малый бизнес должен получить не менее четверти от этого объема (против 10% сейчас). При расчете этой квоты будут учитываться только прямые договоры с заказчиком или субподряды первого уровня. «Это серьезные первые шаги по расширению доступа малого бизнеса к закупкам госкомпаний,- заявил «Ъ» глава рабочей группы по разработке карты Сергей Фахретдинов. — Исходя из объема закупок госкомпаний в 7 трлн руб., доля малого бизнеса может быть существенной, вопрос только в том, как госкомпании будут это исполнять».

Как рассказал «Ъ» замглавы Минэкономики Владимир Симоненко, министерство к октябрю разработает постановление правительства, которое будет основополагающим документом при реализации дорожной карты. В нем будут установлены особенности закупок компаний с госучастием у малого и среднего бизнеса.

Господин Симоненко не исключил, что для малого и среднего бизнеса будет установлен режим спецторгов, как в федеральном законе (ФЗ) 94 о госзакупках, то есть некоторые виды товаров можно будет закупать только у малого бизнеса. Кроме того, Минэкономики полагает нецелесообразным ведение реестра малых предприятий и предлагает сохранить заявительный порядок, как в ФЗ-94. Говоря о соблюдении квот, господин Симоненко заметил, что речь о санкциях для закупщиков пока не идет: «Главное не цифра, а главное — прописать прозрачные процедуры, с помощью которых малый бизнес мог бы участвовать в таких тендерах».

Принятие «дорожной карты» проходило довольно сложно: она была одобрена на наблюдательном совете АСИ в ноябре 2012 года, но дважды возвращалась на доработку, в частности из-за претензий Федеральной таможенной службы. Крупные компании отнеслись к механизму квотирования неоднозначно. Так, тема участия малого и среднего бизнеса в закупках поднималась на майском заседании совета по прозрачности «Росатома», и одним из ключевых вопросов было то, за счет чего можно в перспективе увеличить долю закупок у малого бизнеса.

По данным госкорпорации, в 2012 году из общего объема закупок «Росатома» (672 млрд руб.) в денежном выражении 54% составили «крупные» закупки (строительство энергоблоков, обращение с радиоактивными отходами, поставка высокотехнологичного оборудования). Еще 41% — «прочие закупки», в том числе связанные с оборонной тематикой, строительством за рубежом и так далее. И лишь 6% (38,2 млрд руб.) пришлось на закупки для административно-хозяйственной деятельности, где, скорее всего, могут участвовать малый и средний бизнес.

Также отмечалось, что закупки «Росатома» часто предполагают наличие специальных лицензий у поставщика, а участие предприятий малого и среднего бизнеса увеличит количество договоров и затруднит контроль за их исполнением.

«Сама идея «дорожной карты» о поддержке и развитии малого бизнеса позитивна,- полагает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский.- Но сейчас в «карте» заложен механизм понуждения, когда заказчики должны выделить квоты для малого бизнеса». Идея крупного бизнеса при обсуждении в рабочей группе заключалась в том, что надо не квотировать, а стимулировать привлечение малого бизнеса к корпоративному заказу, причем именно производственного бизнеса, а не компаний «купи-продай».

Впрочем, как Владимир Симоненко, так и представители рабочей группы заявили, что «дорожная карта» вполне может быть изменена. Кроме того, для эффективного мониторинга исполнения карты необходимо, чтобы госкомпании сообщили данные о заключении контрактов с малым бизнесом.

«Мы готовы постепенно адаптировать «карту» в зависимости от результатов ее реализации, в том числе по итогам опросов предпринимателей, главное — начать делать»,- заявил Александр Пироженко из АСИ.

Юрий Ъ-Барсуков

Источник: http://asi.ru/smi/9001/

Тэги: ,

Категория: Россия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *