Бизнес ставит на то, чего пока еще нет

Деловая РоссияВ среду в Москве под лозунгом «Ставим на конкуренцию!» прошел IX бизнес-форум «Деловой России». Пока что настоящей конкуренции в России практически нет, сетовали участники мероприятия. Так считают более 70% российских предпринимателей. Главная причина в том, что компании конкурируют не за рынок, не за качество и даже не за потребителя, а за административный ресурс. Потому что без доступа к нему предприниматель, скорее всего, проиграет, даже если производит отличную продукцию по доступной цене. Соответственно, за этот самый административный ресурс и ведется борьба.

Проблемы у бизнесменов общие, но в каждой отрасли есть свои особенности, отметил сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данилян. В первую очередь, это касается выхода на рынок. Так, например, для компаний из социальной сферы или ЖКХ он затруднен тем, что данный сегмент прочно оккупирован игроками, аффилированными с местными властями. Промышленникам и аграриям мешает барьер таможенного оформления. И практически все испытывают трудности с доступом к кредитным ресурсам. Для ряда отраслей проблемой является недостаточность правил, отсутствие четких классификаторов или профильных законов; другие, наоборот, страдают от избыточного регулирования.

В последнее время Россия начинает терять конкурентоспособность на глобальных рынках, предупредил директор Всемирного банка по России Михал Рутковски. И одна из главных причин этого – несправедливая и нечестная конкуренция, с которой сталкиваются частные компании, если они вынуждены конкурировать с компаниями из госсектора. Это очень серьезный вызов для России на сегодняшний день. Примеры из мировой практики показывают, что у частников практически нет шансов на выживание в такой ситуации. В результате госкомпании начинают доминировать, вытесняя с рынка все больше частных предприятий, отметил эксперт. При этом многие исследования показывают, что эффективность госкомпаний ниже. И именно для того, чтобы обеспечить им комфортные условия существования, государство часто применяет административный ресурс, который подразумевает создание барьеров для входа на рынок, ограничение доступа к кредитным ресурсам и т.д.

Значительным шагом вперед стала разработка и внедрение дорожной карты по развитию конкуренции — это показывает, что в правительстве осознают серьезность проблемы, считают эксперты. Правительство приняло ее в декабре, напомнил в ходе пленарного заседания премьер-министр Дмитрий Медведев. «Она предусматривает последовательные шаги по развитию конкуренции в целом, в том числе – включая такую важную составляющую, как развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, снижение доли госсектора в экономике (что, откровенно говоря, у нас пока получается с большим трудом), разработка стандартов в регионах и внедрение лучших практик», – рассказал глава кабинета министров.

«Очевидно, что тема развития конкуренции весьма обширна, – продолжил Медведев. – Особое внимание следует уделять тем сферами и отраслям, которые затрагивают интересы подавляющего большинства граждан и непосредственно влияют на качество жизни в стране, где увеличение числа участников рынка позволит снизить цены и улучшить обслуживание». Премьер добавил, что имеет в виду ЖКХ, транспорт, услуги связи, а также доступность и безопасность лекарственных препаратов и медицинских услуг. «Все, что мы делаем, направлено на формирование атмосферы доверия», – резюмировал он.

Конкуренция влияет на все, и все влияет на конкуренцию, отметил сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка. «Мы как бизнес-сообщество прекрасно понимаем, что те усилия, которые прилагает правительство для развития инвестиционного климата, влияют и на конкуренцию», – подчеркнул он. Обычно, говоря о конкуренции, фокус дискуссии смещают в сторону антимонопольных мер, но на сегодняшний день это не самая актуальная тема. На первое место выходят вопросы стимулирования экономики.

Эту позицию Александр Галушка конкретизировал журналистам в кулуарах форума: «Нужно создавать принцип равного доступа на рынки, равного доступа к государственным ресурсам, как частному бизнесу, так и государственному. И мы уверены, что, если частному бизнесу дать равный доступ, мы победим. Конкуренция глобальной экономики – это конкуренции условий, которые создают страны для ведения бизнеса. И здесь другого пути, как быть конкурентоспособными, нет. Почему мы ставим на конкуренцию? Это примерно как для человека, который болен и ставит на здоровое питание. Тяжело, хочется булку съесть вечером, очень хочется с куском колбасы пивка выпить. А тут эта диета разрушает привычный образ жизни. Но, если хочешь быть здоровым, надо этим заниматься».

Вообще-то, с конкуренцией в России стало намного лучше, чем десять лет назад, потому что проблемы стали сложнее, высказала неожиданную в рамках общего лейтмотива мысль заместитель директора института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Светлана Авдашева. Сейчас, по большому счету, проблемы развития конкуренции – это проблемы очень сложных контрактных отношений, где заранее трудно сказать, какие меры будут содействовать, а какие нет, пояснила она. Да, остались административные барьеры и неравные условия. И все стараются найти решения, которые способствовали бы развитию конкуренции – и власть, и бизнес. Но есть опасность простых решений, которые могут исходить из упрощенных представлений о том, что такое проблемы входа и т.д. Но в целом эксперт согласна с тем, что главное на сегодня – развитие инвестиционногоклимата. «Иногда полезно смещать фокус и спрашивать себя не кому плохо, кто выигрывает, кто проигрывает, а что мешает людям тратить деньги, инвестировать. Потому что тот, кто инвестировал, будет конкурировать в любом случае, никуда он уже не денется», – констатировала она.

Источник http://www.utro.ru/articles/2013/06/27/1127663.shtml

Тэги:

Категория: Россия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *